Все, что нужно знать о пневмотрещотках: основы и принцип работы

Все, что нужно знать о пневмотрещотках: основы и принцип работы

Пневматическая трещотка (также иногда именуемая “боковым пневмогайковёртом”) - разновидность пневмоинструмента, предназначенная для откручивания/закручивания резьбового крепежа.

Главное преимущество пневмотрещотки перед трещоткой ручной или, например, перед гаечным ключом - высокая скорость работы, которую невозможно обеспечить ручным инструментом.

Кстати, представленную в данной статье информацию можно изучить в сжатом виде в этом коротком ролике: https://www.youtube.com/shorts/UpVoZvcFDes

Где используются?

Где используются пневмотрещотки?

Основных направления для применения пневмотрещоток два:

  • Автомобильный сервис. За счёт высокой скорости, сборка/разборка узлов и агрегатов автомобиля происходит в разы быстрее. К тому же, пневмотрещоткой удобно работать в труднодоступных местах, так как ей не требуется пространства для вращения.
  • Промышленность. Скорость работы и высокая повторяемость результатов делает инструмент популярным на сборочных линиях. Один раз настроенная под конкретную задачу трещотка даёт возможность затягивать крепёж быстро и с практически одинаковым усилием.

Как работает пневмотрещотка?

Трещотка схема

Воздушная трещотка не считается технически сложным инструментом. Простая конструкция пневмотрещотки обеспечивает высокую ремонтопригодность, а принцип использования пневмотрещотки довольно прост:

  1. Воздух под большим давлением поступает через входное отверстие.
  2. Проходя сквозь корпус, он вращает ротор, а затем выходит через выходное отверстие.
  3. Ротор передаёт вращение планетарному редуктору, который крутит приводной квадрат инструмента.

Ударная пневмотрещотка и гайковерт. В чём разница?

Ударная пневмотрещотка и гайковерт

Существуют инструменты, с ударным механизмом, как у ударного гайковёрта, только намного меньше. Как и у гайковёрта, момент, необходимый для страгивания крепежа, создаётся не усилием вращения, а серией импульсов, создаваемых ударными молотками. На фото выше вы видите: слева - планетарный редуктор безударной трещотки, а справа - молотки ударной.

Малый размер молотков не способен обеспечить высокий момент. Даже компактные модели гайковёртов способны развить усилие от 400 Нм и выше. Рабочий момент ударной трещотки достигает примерно 300 Нм.

Об особенностях работы ударной трещоткой у нас есть отдельное видео: https://www.youtube.com/shorts/XNuOpmatiUE

Основные технические характеристики

Чтобы выбрать пневмотрещотку под свои задачи, учитывайте:

Исполнение инструмента

Исполнение инструмента

Оно бывает профессиональным или промышленным.

Профессиональные:

  • Основное направление работы - автомобильный сервис.
  • Способны отработать полную смену при условии, что мастер работает и другими инструментами.
  • Инструмент относительно лёгкий.
  • Требуют регулярного ухода: промывки рабочих частей от грязи и пыли, продувки храповика сжатым воздухом.
  • Дешевле промышленных.

Промышленные:

  • Основное направление работы - сборка агрегатов конвейерным методом.
  • Способны работать 24/7, в том числе и в тяжелых условиях (пыль, грязь, повышенная влажность).
  • Постоянно используются в качестве основного инструмента.
  • Храповик имеет дополнительную защиту (т.н. “закрытый механизм”). Смазка внутри закрытого механизма удерживается дольше.
  • Тяжелее профессиональных, так как детали выполнены с большим запасом прочности.
  • Дороже, но служат дольше и требуют меньше времени на ремонт и обслуживание.

Размер привода

размер привода

Определяет максимальный диаметр резьбы крепежных элементов, с которыми инструмент может работать. Размер приводного квадрата измеряется в долях дюйма и бывает:

¼” (6,35 мм). Для малогабаритных болтов и гаек с резьбой М4-М6.

⅜ (9,52 мм). Для резьб от М6 до М8.

½” (12,7 мм). Для относительно крупного крепежа с резьбами М8-М12.

ВАЖНО! Информация, приведённая выше, - рекомендательна. Состояние крепежа бывает разным. Болт или гайка могут заржаветь или “прикипеть”. Тогда усилия трещотки может оказаться недостаточно и придётся воспользоваться воротком или ударным инструментом.

Рабочий момент

Усилие, которое инструмент может развить при работе с крепежом (иногда его ещё называют “мощностью пневмотрещотки”). Напрямую зависит от приводного квадрата: чем он больше, тем выше заявленный момент. В ассортименте ГАРВИН представлены трещотки с моментами:

¼” - от 21 до 47 Нм.

⅜” - от 34 до 109 Нм.

½” - от 108 до 270 Нм.

Количество оборотов

Чем их больше, тем быстрее откручивается/закручивается крепёж. Измеряется на холостом ходу, поэтому с надетой головкой и на реальном крепеже число оборотов закономерно будет ниже. Скорость вращения зависит только от конструкции трещотки и колеблется в широком диапазоне от 160 до 600 об/мин.

Расход воздуха

Измеряется в л/мин. От него напрямую зависят обороты инструмента. Чем больше воздуха потребляет трещотка, тем выше скорость работы. Однако скоростной инструмент требует высокопроизводительного компрессора. Поэтому всегда выбирайте компрессор, исходя из потребления самого требовательного к количеству воздуха инструмента, плюс 20-30% запаса.

Материал корпуса

Материал корпуса

Металл. Как правило - алюминиевый сплав. Плюс - считается наиболее надёжным. Минус - холодит руку, когда сквозь него проходит поток воздуха.

Композитный пластик. Плюсы - не холодит руки во время работы и его дешевле заменить, если треснет. Минус - среди наших мастеров считается менее надёжным по сравнению с металлом.

Дополнительные особенности

Перечисленными ниже конструкционными дополнениями оснащены далеко не все пневмотрещотки. Но наличие этих функций делает работу комфортнее:

Плавный старт. Функция плавного старта позволяет избежать рывков инструмента при нажатии клавиши пуска. Особенно это удобно при работе в ограниченном пространстве.

Регулятор оборотов. Расположен на корпусе и выглядит как винт с шлицем под плоскую отвёртку. Вращая винт, вы увеличиваете или отсекаете поток воздуха, повышая или понижая обороты.

Регулятор оборотов

Посадка под биту. В квадрате трещотки сделано дополнительное отверстие под шестигранник на ¼”. Это позволяет вставлять биты напряму в квадрат. Работать с крепежом с внутренним профилем можно и с помощью головок со вставками (они же “головки-биты”), но конструкция с посадкой в квадрате более компактна.

Посадка под биту

Как правильно подключить пневмотрещотку?

Воздух для работы пневматической трещоткой должен быть правильно подготовлен (очищен от посторонних примесей и насыщен пневматическим маслом) и подаваться в инструмент под определённым давлением (производитель указывает эту характеристику как “Рабочее давление”).

На рисунке ниже схематично показана схема подключения пневмотрещотки к компрессору:

Как правильно подключать пневмотрещотку

Как правильно работать пневмотрещоткой?

В финале дадим несколько советов по правильной эксплуатации инструмента. Применяя их, вы существенно продлите срок службы пневмотрещотки и обезопасите себя от травм.

Обязательная подготовка воздуха. Используйте трещотку только с правильно подготовленным воздухом и точно настроенным рабочим давлением. Так внутренние механизмы будут меньше корродировать, загрязняться и изнашиваться в процессе работы.

Нельзя срывать крепёж трещоткой. Откручивание ржавого или “прикипевшего” болта трещоткой, как ручным воротком, чревато её поломкой. Если крепёж не поддаётся - используйте для страгивания его с места вороток.

Будьте осторожны работая в ограниченном пространстве. Из-за особенностей конструкции, трещотку может дёрнуть в руках если крепёж закручен слишком плотно и не поддаётся сразу или головка болта при затягивании резко упирается в привалочную поверхность. Исключение составляют ударные пневмотрещотки или пневматические трещотки с плавным стартом.


С ударными трещотками используйте только ударные головки. Они чёрного цвета, сделаны из хром-молибденового сплава и имеют маркировку “Cr-Mo”. За счёт высокой ударной вязкости сплава, головка не разрушает приводной квадрат рабочего инструмента и рабочие грани крепежа.