Как выбрать электроинструмент? Что делает бестселлер бестселлером?
Почему одну модель УШМ или шуруповерта сметают моментально, а другая, с аналогичными техническими характеристиками, месяцами лежит на полке? Причин этому несколько. Мы собрали самые важные.
Почему одну модель УШМ или шуруповерта сметают моментально, а другая, с аналогичными техническими характеристиками, месяцами лежит на полке?
Причин этому несколько. Мы собрали самые важные, чтобы при подборе вы опирались в большей степени на преимущества конкретного инструмента, и в меньшей — на грамотные маркетинговые ходы.
Оказаться на рынке первыми
Поговорка «кто первым встал, того и тапки» отлично применима к высококонкурентному рынку электроинструмента. Ведь если вспомнить, например, ассортимент УШМ двадцатилетней давности в России, большинство инструментов были от никому не известных фирм и покупались на удачу.
Все изменилось, когда на рынок пришла MAKITA. Их инструмент был во-первых — узнаваемым, а во-вторых — производился в Японии, когда слово «китайский» было синонимом слова «хлам», а «японский» явно подразумевало «надежный». И с этим нельзя не согласиться, потому что для электроинструмента «раньше было лучше» — это реальность, а не ностальгия. Например, покупатели до сих пор спрашивают перфоратор модели 2450. И на замечания консультантов, что его доработали и перевыпустили как 2470 отвечают: «Да, но уже не то».
Отметим, что такой ажиотаж был только на постсоветском пространстве, в других странах Макита считалась и считается просто добротным и доступным инструментом «на каждый день».
С тех пор производство из Японии перекочевало в сильно подтянувший качество Китай, а на пятки наступают другие мировые производители. Но даже при отсутствии агрессивной рекламы (тогда как конкуренты, например DeWalt, активно пиарятся у популярных блогеров) на инструмент в сине-голубом корпусе спрос все равно высок и стабилен.
Занять свою нишу
Два прекрасных примера — BOSCH на международном рынке и ЗУБР на российском. У каждого из этих брендов есть разные линейки инструмента. У Боша это «синий» (для профи) и «зеленый» (для быта). А у ЗУБРа их вообще три: профессиональный синий, полупрофессиональный серый и бытовой красный.
Каждая линейка продается в своем сегменте, занимая четко определенную нишу, а клиент выбирает — получить недорогой инструмент в домашнюю мастерскую или доплатить, но эксплуатировать интенсивно.
Кстати, изначально BOSCH все новинки выпускает «зелеными». А потом собирает результаты испытаний и отзывы мастеров. Если условная дрель покажет себя с лучшей стороны, следующую партию выпустят уже в синем корпусе. Например, так было с дрелью GSB 13 RE. Легкий вес, наличие удара и защита инструмента от перегрузки и заклинивания быстро обеспечили переход из бытовой линейки в профессиональную.
Также популярности бестселлеров играет на руку отставание конкурентов в определенной нише:
Пример № 1 — аккумуляторный гайковерт DTW1002. На рынке не так много импактов на ½«, способных развить момент в 1000 Нм. А те, которые есть, либо стоят совсем неприлично, либо произведены малоизвестными фирмами.
Пример № 2 — УШМ 9565CR. Редкая «125-я болгарка» будет оснащена мощным 1400-ваттным двигателем, в основном встречаются модели до 1000 Вт.
Первыми внедрить новые технологии и включить «сарафанное радио»
Главное в инструменте — эргономика. В электроинструменте это означает грамотное сочетание основных функций, плюс набор конструктивных улучшений. Поскольку заново изобрести велосипед уже нереально, упор делается на улучшения. Они бывают либо революционными, меняющими весь рынок, либо функциональными дополнениями, позволяющими обставить конкурентов на короткой дистанции.
К революционным можно отнести, например, массовое внедрение литий-ионных аккумуляторов. В свое время на этом грамотно сыграла Макита. Когда инструменты с литиевыми аккумами стоили неоправданно дорого и еще не были так популярны, компания не побоялась запустить в серию дрель-шуруповерт DF457, оказавшуюся очень востребованной и выдержавшей несколько «переизданий» благодаря «сарафанному радио».
Еще один пример — создание бесщеточного двигателя. Точно неизвестно, кто его внедрил, но активно пиарить первыми начали японцы из Hitachi (ныне Hikoki) и даже привлекли для создания корпуса инструмента дизайнера из Nike. На рынке сетевого инструмента щеточные модели пока лидируют, сдавая позиции постепенно. Зато в аккумуляторном сегменте шильдик «Brushless» теперь красуется даже на неизвестных китайских поделках.
Второй путь — внесение дополнений в конструкцию, прежде всего касающихся безопасности. Упомянутая выше болгарка 9565CR выбилась в лидеры в том числе и потому, что в ней была реализована система SJS, обеспечивающая плавный пуск, снижение вибрации и поддержание оборотов под нагрузкой.
Обеспечить разнообразие
Бестселлер не должен продаваться просто так! Потому что берут его с разными целями: и в качестве первого инструмента; и как апгрейд чего-то менее мощного; и как «пару» к точно такой же модели; и в качестве подарка знакомому мастеру.
Поэтому, выбирая популярную модель, обязательно изучите все предложения. Один и тот же инструмент может продаваться как просто «тушкой», так и в комплекте с:
- Сумкой или жестким кейсом;
- Дополнительной оснасткой (набором сверл, бит, шлифовальным кругом и т.п.);
- Аккумулятором (или двумя) и зарядным устройством;
- Антивибрационной рукояткой (для перфораторов и УШМ);
- Дополнительным инструментом, например, фонарем.
Кстати, это работает и в обратную сторону в качестве лайфхака. Если видите, что один и тот же инструмент выпускается в разных комплектациях, можете быть уверенными в его качестве.
Собственное производство и патриотизм
Не следует недооценивать и патриотические чувства клиента. Причем, касается это не только наших покупателей. Практически в любой стране есть немало мастеров, предпочитающих иностранным гигантам наклейку «Made (или хотя бы Designed) in Russia» (USA, GB, Japan — нужное подчеркнуть).
Ранее в нашей стране запрос на российский товар полностью удовлетворяла компания «Интерскол», собиравшая инструмент из китайских комплектующих. Но, по целому ряду причин, инструмент она больше не производит.
Также в России есть два завода, собирающие дрели, лобзики и УШМ полностью из отечественных комплектующих. Это «ЛЕПСЕ» из Кирова и «Фиолент» из Симферополя.
Сегодня лидерами рынка «нашего» инструмента является ЗУБР. Да, не секрет, что производство у ЗУБРа находится в Китае. Но, во-первых — это тот Китай, который с успехом обеспечивает качественным товаром весь мир. А во-вторых — это штат собственных инженеров и дизайнеров, которые разрабатывают внешний вид изделия и могут вносить изменения в конструкцию. Это положительно влияет на качество, в отличие от штампованных инструментов, когда можно найти десяток дрелей, отличающихся только шильдиком и цветом корпуса.
Другая практика — локализованное производство. Известный российский пример — завод BOSCH в Энгельсе. Самые востребованные на нашем рынке модели выпускаются в Саратовской области, имеют надпись «Made in Russia» и не собираются исчезать, несмотря на санкции.
Сервис и гарантия
Немаловажный фактор, так как бестселлеры, несмотря на надежность, все же ломаются. Добросовестный производитель дает гарантию от 1 до 5 лет. С запчастями тоже, как правило, проблем не возникает. Как и с сервисными центрами, которые работают по всей стране.
Вывод
Купить популярную модель, доверившись отзывам на маркетплейсах, или быть оригинальным и взять не такое популярное, но «не хуже» — решать только вам. Но если вещь действительно хорошая, советуем жалеть денег и купить профессиональную модель. Даже если пользоваться ей планируете только в быту. Ведь хорошим инструментом всегда можно сделать плохую работу, а плохим хорошую — никогда.