Инструменты и оборудование для шиномонтажа
Все нюансы выбора инструмента для шиномонтажного центра
Для начала вам необходимо определить поток клиентов. От количества машин, приезжающих в сервис, зависит число шиномонтажных постов и необходимая производительность.
Если балансировка колес будет считаться лишь дополнительной услугой в сервисе, то следует выбрать оборудование начального уровня. Однако если эта услуга будет основной, то стоит выбрать станки с минимумом ручных манипуляций.
Рассмотрим, какие инструменты и оборудование вам пригодятся, в зависимости от услуг, которые вы собираетесь предоставлять.
Шиномонтажные стенды
Шиномонтажные стенды способны перебортовывать колеса как легковых, так и грузовых автомобилей. Стенды отличаются уровнем автоматизации, а также максимальным поддерживаемым диаметром колеса. Определить необходимый диаметр просто. Из подходящих по бюджету выбирайте стенд с максимальным значением. Тогда вы сможете обслужить и спортивный автомобиль, и крупный внедорожник.
Автоматизация стендов бывает двух видов:
- Автоматические. Позволяют сэкономить время на перебортовке колес. На первом колесе мастер позиционирует монтажную головку к диску, а оставшиеся обрабатываются значительно быстрее. В комплекте может быть встроенный лифт, который поднимает колесо без помощи мастера. В комплекте есть пластиковые кромки для рабочих поверхностей планшайбы (поверхность, на которой фиксируется колесо), что убережет от царапин литые диски;
- Полуавтоматические. Подходит для небольшого потока клиентов, потому что некоторые операции придется выполнять вручную. На этапах центровки колеса и снятии покрышки потребуется усилия мастера. Также на таких устройствах сложно работать с покрышками типа RunFlat, потому что не всегда есть возможность установить "третью руку". Без ее помощи существует риск повредить резину в процессе монтажа. Кроме того, металлические кромки рабочих поверхностей не всегда комплектуются пластиковыми накладками. Преимущество полуавтоматических стендов, помимо цены, – неподвижная вертикальная стойка. Благодаря этому их можно вплотную поставить к стене и сэкономить рабочую площадь.
Вам может пригодится опция "взрывной" накачки колес, которая встроена в некоторые модели стендов. При таком способе воздух подается импульсами, что позволяет быстрее и равномернее наполнить колесо воздухом.
Мы рекомендуем обратить внимание на стенды немецкого бренда TROMMELBERG (Китай) и M&B (Италия), которые представлены в нашем ассортименте.
Шиномонтажные стенды для легковых автомобилей работают от напряжения 220В или 380В. По возможности стоит выбирать второй вариант. Стенды, которые работают от более высокого напряжения, надежнее и менее чувствительны к перепадам в сети.
Балансировочные стенды
Как только вы выполнили перебортовку колеса, нужно его отбалансировать. Для этого потребуется балансировочные станки для легковых автомобилей. Он позволяет снизить вибрации колеса при движении машины.
Автоматизации балансировочных станков:
- Ручной ввод параметров колеса. Всю информацию о колесе необходимо вводить в ручную, что заметно снизит скорость работы балансировочного поста. Подобные станки доступны по цене и подходят для мастерских с небольшим потоком клиентов;
- Автоматическое считывание радиуса и вылета диска, ручной ввод ширины диска. Работа с таким оборудованием выполняется быстрее, но недостаточно для оперативной работы с большим потоком клиентов;
- Автоматические считывание всех параметров диска. Благодаря чему можно повысить производительность участка балансировки в несколько раз.
Обратите внимание и на максимальный рабочий размер колеса. Для обслуживания внедорожников может потребоваться станок с поддержкой 28", 29", 30" и 31" колес. В то время как "легковой" балансировочный станок обычно работает с колесами до 21".
Из представленных в нашем магазине брендов мы также рекомендуем станки TROMMELBERG и M&B. Продукция M&B обойдется дороже, но ресурс такого оборудования вдвое превосходит аналоги и в среднем составляет 12 шиномонтажных сезонов.
Станки для правки дисков
Искривленное колесо необходимо выправить, ведь иначе его невозможно будет правильно отбалансировать. Однако подобная услуга, как правило, не обязательна. Поэтому правку дисков можно отнести к источнику дополнительного дохода.
Для быстрой корректировки геометрии колеса используются специальные станки для правки дисков. Оборудование этой категории делится на предназначенное для работы с литыми или штампованными дисками, хотя встречаются и универсальные модели.
Правка выполняется воздействием гидроцилиндра (гидравлические станки) или прокатных роликов (механические станки) на поврежденный участок в заданном направлении и с определенным усилием. После этого мастер производит проверку геометрии при помощи контрольной линейки, которая обычно входит в комплект станка.
В нашем ассортименте представлены как механические, так и гидравлические модели. Отдельно стоит отметить станки для правки дисков со встроенной токарной группой, которая позволяет срезать лишний металл и "заусенцы" в процессе выправки.
При выборе устройства обратите внимание на поддерживаемый им максимальный диаметр и тип диска, наличие токарной группы и требования к электропитанию. Что касается мощности и рабочего давления, то эти параметры подбираются производителем с учетом дополнительных функций вроде токарной группы.
Мойка колеса
Устройства для мойки колес дополняют основное оборудование для легкового шиномонтажа. Дело не только в культуре хранения чистой резины. При балансировке грязь мешает станку оценить биения диска, что приводит к некорректному выбору грузиков и плохо выполненной работе.
Любая автоматическая мойка работает по общему принципу: колесо загоняется в специальную камеру, где его под давлением омывают струи воды с чистящими гранулами. Отличия здесь только во внутреннем объеме и качестве изготовления, что напрямую влияет на ресурс.
Пневматические гайковерты
Чтобы быстро снять и установить колеса необходимо использовать пневматический гайковерт. Несмотря на простоту устройства, их выбор для ежедневной и практичной эксплуатации зависит от нескольких нюансов:
- Крутящий момент определяется размером привода. Для обслуживания легкового транспорта вполне подойдут гайковерты для шиномонтажа с приводом 1/2";
- Грязь и пыль во время работы с инструментом. Поэтому лучше использовать гайковерты со стальным ударным цилиндром. В отличие от алюминия, сталь более устойчива к рабочим условиям;
- При подключении гайковерта к пневматической линии важно установить воздушный фильтр для осушения сжатого воздуха. Это позволит предотвратить внутреннюю коррозию;
- В пневматическую линию стоит добавить лубрикатор для смазки инструмента изнутри. Лубрикатор добавляет в сжатую воздушную смесь масло и поддерживает низкий уровень трения вращающихся механизмов гайковерта;
- Потребление воздуха. Для популярных гайковертов Licota эта величина составляет 240-390 л\мин. Это важно сопоставлять с возможностями компрессора;
- Если вы работаете под открытым небом, то стоит выбрать инструмент с корпусом из стали или алюминиевого сплава. Он тяжелее аналогов из композитного материала, но зато стойкий к агрессивным внешним факторам.
Видео-обзор пневмогайковертов Licota
Подкатные домкраты для легкового шиномонтажа
В отличие от стационарного подъемника, подкатной домкрат поднимает даже "криво" припаркованный автомобиль. К тому же, домкрат не требователен к монтажной поверхности и мобилен. При выборе подкатного домкрата важно обратить внимание на следующие характеристики:
- Максимальная высота подъема влияет на возможность работы с легковыми автомобилями, у которых высокий дорожный просвет. Например, у некоторых модификаций популярного Toyota Land Cruiser он составляет около 400 мм, что под силу не каждому домкрату;
- Грузоподъемность — это максимальный вес, который способен выдержать подъемный механизм домкрата. Для возможности работы с любым легковым транспортом, включая коммерческий, лучше ориентироваться минимум на 3 тонны;
- Высота подхвата важна для работы с низко посаженными автомобилями. Хотя бы один пост обязательно нужно оснастить домкратами с низким подхватом. Точную цифру ориентировочного подъема тут назвать сложно, поэтому лучше выбрать модель с минимальным показателем при прочих равных;
- Тип запорного шарнира отвечает за блокировку домкрата в рабочем положении и напрямую влияет на надежность. Как правило, встречаются механизмы с зубчатой или карданной передачей. Есть и менее распространенные варианты, вроде механического переключателя. Здесь главный критерий отбора – надежность. Зубчатая передача может забиваться грязью, ржаветь и стачиваться, в то время как карданный механизм надежен и неприхотлив;
- Скорость подъема влияет на скорость работы. Для повышения этих показателей у подкатного домкрата может быть несколько качающих штоков и педаль быстрого подъема на холостом ходу.
Видео-обзор домкратов
Расходные материалы для балансировки
Балансировочные грузики для шиномонтажа использую, чтобы скорректировать баланс колесных дисков в соответствии с рекомендациями балансировочного стенда.
Вибрации и биения со временем возникают на любых колесах. Смена резины в шиномонтажный сезон может также послужить причиной дисбаланса. Поэтому посещение балансировочного стенда входит в программу каждой перебортовки.
В легковом шиномонтаже используют балансировочные грузики весом от 5 до 60 г. Они могут быть установлены как с внешней, так и с внутренней стороны колеса, в зависимости от геометрии диска.
Существует два основных типа:
- Набивные грузики используют для штампованных дисков. Хотя есть модели грузиков и с другой формой скобы, которые предназначены для литых дисков";
- Самоклеющиеся грузики предназначены для работ с легкосплавными дисками.
Стоит отдавать предпочтение самоклеящимся грузикам для шиномонтажа, так как они незаметны на колесе. Здесь важно не промахнуться с производителем и выбрать модель с качественным клеевым слоем для долгой эксплуатации.
Расходные материалы для ремонта покрышек
Даже качественная и крепкая резина находит свой гвоздь. Поэтому работа по ремонту проколов у шиномонтажного центра будет всегда. Для ремонта повреждений в покрышках используется следующий набор расходников и инструментов:
- Заплатки представляют собой кусочки резины разной формы и размера, которые наклеиваются на покрышку или камеру методом холодной или горячей вулканизации;
- Жгуты — это тонкие полосы резинового материала для заделки небольших проколов;
- Грибки представляют собой гибрид двух предыдущих способов с высокой долговечностью;
- Шиномонтажная химия —герметик и клей.
Более подробно об особенностях расходных материалах и их применении для шиномонтажа читайте в нашей статье.
Компрессор для шиномонтажного участка
Компрессоры для шиномонтажа различают по производительности и требованиям к напряжению (220 В или 380 В). В конструкцию каждого устройства встроена ёмкость с ресивером, из которой сжатый воздух поступает в пневмолинию, а из нее в инструмент. Скорость накачки ресивера определяет производительность компрессора и измеряется в литрах в минуту. Есть и менее заметные параметры, которые влияют на слышимость работы устройства, надежность и долговечность. Компрессоры различают на следующие типы:
- Ременной поршневой. Ременная передача отвечает за передачу крутящего момента от двигателя к компрессорной группе. Подобные устройства отличаются надежностью и легко поддаются ремонту;
- Коаксиальный поршневой. Двигатель компрессора напрямую соединяется с поршневой группой. Благодаря этому устройство не имеет больших габаритов и работает тише ременных моделей. Однако такой компрессор менее надежен и не столь производителен. Устройства коаксиального типа часто применяются в небольших мастерских;
- Винтовой. Сжатие воздуха происходит с помощью нескольких винтов сложной формы. Подобные устройства сочетают в себе высокую надежность, производительность и низкий уровень шума. Из минусов – большие габариты и довольно высокая цена. Применяются, как правило, в промышленности.
Для шиномонтажной мастерской со стабильным потоком клиентов подходит компрессор с ременным приводом. В нем все движущиеся детали смазываются. При этом масло во многих деталях подается автоматически. Для защиты от перегрева ременные компрессоры оснащаются системой охлаждения. Таким образом эти факторы упрощают обслуживание и продлевают срок службы компрессора.
На российском рынке можно купить компрессор для шиномонтажа следующих производителей:
- Европейские бренды: ABAC, FIAC, FINI. У них традиционно высокое качество продукции, но и высокая цена;
- Китайские: FUBAG, Aurora, Калибр, Сорокин. Для продукции этих компаний характерна низкая цена и невысокое качество.
Мы же предлагаем вам рассмотреть компрессоры для шиномонтажа бренда REMEZA. Белорусская техника отличается своей надежностью и разумной ценой. Поэтому устройства этой марки можно встретить во многих мастерских.
Чтобы выбрать подходящий компрессор, следует определить производительность и ответить на два вопроса:
- Сколько инструментов будет обслуживать компрессор?
- Каковы требования к воздушному потоку у каждого инструмента?
Ответы на эти вопросы нужно суммировать, чтобы получить минимальный показатель по производительности ресивера. Желательно выбирать устройство с запасом производительности 10 – 25%, так как это позволит в будущем компенсировать возможный рост нагрузки.
Производительность компрессора рассчитывается по «входу» и «выходу»:
- Производительность на вход указывает на объем потребляемого воздуха и считается по формуле. В паспорте зарубежных воздушных компрессоров указывается именно этот параметр;
- Производительность на выход – это реальный объем подаваемого в пневмоинструмент воздуха. Согласно ГОСТ, все российские производители обязаны указывать этот параметр. По возможности, именно на него и следует ориентироваться.
Стоит обратить внимание на требования к электропитанию. Лучше использовать устройства, которые рассчитаны на напряжение в 380 В. Они будут работать стабильнее при скачке напряжения.
При работе на ограниченной площади стоит выбирать модели компрессоров с вертикальным расположением ресивера. Помимо экономии места, вы также получите комфортное обслуживание: конденсат и оставшееся в ресивере масло будут стекать в сливной клапан внизу.
Если сервис включает шиномонтажное оборудование на нескольких участках, то следует выбирать компрессор с более вместительным ресивером и большей производительностью.
Пневмолиния с лубрикаторами и фильтрами
Пневмолиния в мастерской обеспечивает доставку воздуха от компрессора к пневматическому инструменту. Также пневмолиния подготавливает воздух для инструмента. Чтобы подключить конечное оборудование необходимы такие компоненты, как:
- Шланги и сматывающиеся катушки;
- Быстросъемные разъемы для коммутации линии и подключения гайковертов с шиномонтажными стендами;
- Оборудование для подготовки воздуха, куда входят смазывающие модули (лубрикаторы), воздушные фильтры и регуляторы давления.
Шланги влияют на надежность линии и правильное функционирование инструмента. Чтобы инструменты и оборудование работали в соответствии с паспортными показателями, важно выполнить следующие условия:
- Выбрать шланг с подходящим рабочим давлением и внутренним диаметром. Высокопроизводительный инструмент может предъявлять более жесткие требования к прочности и пропускной способности шланга;
- При монтаже пневмолинии соблюдать баланс длины шлангов и числа разветвителей. Чем больше планируется ответвлений, тем внимательнее необходимо подбирать сечение раздаточных шлангов и учитывать производительность компрессора;
- Использовать подходящие по сечению разветвители и быстросъемные разъемы (БРС).
Шланги
Армированный маслобензостойкий шланг из резины считается одним из самых прочных, но и цена у него не маленькая. Гибридно-полимерный шланг имеет высокие рабочие характеристики, при этом он более доступен по цене.
Чтобы выбрать шланг, следует определиться с его сечением, которое подбирается в соответствии с рекомендациями производителя инструмента. Рекомендуется выбирать шланг с диаметров 10 мм и 12 мм, чтобы впоследствии не образовалось "бутылочное горлышко".
У двух моделей с одинаковым сечением могут быть разные характеристики прочности и рабочего давления, поэтому следует уточнять эти параметры для каждой позиции отдельно.
При эксплуатации пневмолинии в автосервисе полезно использовать гибкие шланги, ведь "дубовую" магистраль сложно перемещать по помещению, она заламывается и цепляется за предметы вокруг. Поэтому стоит уточнять параметр сгибаемости в характеристиках товара.
Что касается формы, то существует три варианта:
- Витые (спиральные) шланги из полиуретана обладают прочностью и гибкостью. Благодаря виткам они легко складываются «в гармошку», а в процессе работы не скручиваются и не мешаются;
- Прямые шланги в бухте из армированной резины, поливинилхлорида (ПВХ) или гибридного полимера (ГП) поставляются в бухтах по 50 метров;
- Катушки — намотанный на бобину пневматический шланг в защитном корпусе. Самое удобное и надежное исполнение, но и самое дорогое.
Вне зависимости от формы и материала изготовления, не рекомендуется использовать шланги более 15 м длиной, так как это приводит к потери мощности.
Подготовка воздуха
Подключение инструмента напрямую к выходу компрессора чревато преждевременной коррозией и повышенным износом рабочих механизмов гайковертов и шиномонтажных стендов. Чтобы избежать раннего ремонта и замены, в пневмолинию необходимо включить дополнительное оборудование для подготовки воздуха:
- Воздушные фильтры служат для очистки подаваемого компрессором воздуха от избыточной влаги, посторонних примесей и пыли;
- Лубрикаторы (масленки) распыляют взвесь специального масла, которое оседает на рабочих механизмах инструмента и снижает трение;
- Модульные группы — это готовый "картридж" с осушителем и лубрикатором, которые при необходимости можно разобрать и заменить. Часто модульные группы оснащаются регуляторами давления и манометрами.
Воздушные фильтры
Воздух в любой мастерской содержит слишком много лишней влаги, примесей и пыли, которые свободно поступают в работающий воздушный компрессор. Примеси и влагу можно эффективно отделять с помощью воздушных фильтров-осушителей, где в качестве фильтрующего элемента используется сетка из медного сплава. Как и любой фильтр, он требует замены в процессе эксплуатации, о чем сообщает изменение цвета фильтрующего элемента.
Для удаления избыточной влаги из фильтра есть краник в нижней части резервуара. Воздушные фильтры подключаются в начале пневмолинии или непосредственно у инструмента.
Основные отличия:
- Размер входного отверстия составляет 1/4", 3/8" и 1/2" и должен соответствовать используемым шлангам;
- Более высокая степень очистки может потребоваться для покрасочного оборудования, чтобы минимизировать лишние вкрапления в краску;
- Наличие манометра и регулятора давления.
Существуют специальные фильтры тонкой очистки для покрасочного оборудования. В них установлено несколько очистительных элементов, работающих последовательно.
Лубрикаторы
Лубрикатор — небольшой металлический резервуар, который распыляет в пропускаемый воздух специальное масло для смазывания рабочих элементов пневмоинструмента.
Если лубрикатор установлен рядом с компрессором, то для эффективной смазки не стоит использовать шланги более 15 м длиной. Кроме того, можно выбрать линейный лубрикатор и установить его рядом с конечным инструментом. Это позволяет использовать более длинный шланг, но создает неудобства при работе с гайковертами. Лубрикатор устанавливается всегда после фильтра-осушителя, чтобы не мешать его работе и не вызывать преждевременного засорения.
При выборе лубрикатора стоит обращать внимание на размерность резьбы — 1/4", 3/8" и 1/2". В зависимости от места установки, она должна соответствовать выходному отверстию компрессора или оконечного инструмента.
Модульные группы
Так как правильная подготовка воздуха невозможна без одновременного использования фильтров-осушителей и лубрикаторов, то при монтаже пневмолинии логично объединить их в одном корпусе с единым подключением. Такое устройство называются модульной группой или фильтром-лубрикатором, и может дополнительно включать регулятор воздушного давления и манометр.
Фильтры-лубрикаторы отличаются сечением резьбового соединения, от которого напрямую зависит пропускная способность устройства. Поэтому для пневмогайковертов высокой мощности стоит выбирать модульные группы с резьбой 3/8" и более.
Разветвители и разъемы
Разветвители позволяют подключать к основному выводу компрессора дополнительные магистрали для одновременной работы нескольких пневматических инструментов. Воздушные тройники делятся на два вида:
- Разветвители с соединением «елочка» позволяют подключать отводящие магистрали к основному шлангу, а не к компрессору. Выполнены в виде крестовины с четырьмя выходами. Размеры подбираются в соответствии с диаметром воздушного шланга. Наиболее популярны разветвители на 8, 10 и 12 мм;
- Резьбовые фитинги-тройники оборудованы входом и тремя выходами с резьбой определенного размера. Их используют совместно с резьбовыми переходниками и соединителями.
Для подключения оконечного оборудования используют быстроразъемные соединения (БРС). С их помощью можно оперативно и надежно подключить гайковерт, пульверизатор и другое оборудование. БРС также позволяет отключать пневмоинструмент от линии без прекращения подачи воздуха. В качестве штуцера используется «елочка» или резьбовое соединение.
Встречается двух типов: "БРС папа" и "БРС мама". Чаще всего штуцеры «папа» устанавливаются на инструмент, а разъем «мама» накручивается на шланг к компрессору.
При использовании мощных гайковертов и другого производительного оборудования важно подобрать БРС с высокой пропускной способностью. В отличие от стандартного варианта, он рассчитан на высокое давление и поток сжатого воздуха.
Головки для шиномонтажа
Легкосплавный диск изготавливается из более мягкого металла, чем штампованный, и имеет глубокие отверстия под болты. Таким образом, при работе с обычным инструментом есть риск поцарапать глянцевую поверхность или перетянуть болты, вплоть до трещины в диске.
Чтобы избежать перетяжки, мастера используют гайковерт только для закручивания основной длины болта, а затягивают его ручным ключом. Этот способ решает проблему, но увеличивает время, потраченное на одного клиента. К тому же, эта методика не защищает диск от царапин.
Поэтому в этом случае следует работать со специальными головками для литых дисков. Они имеют длинный корпус и покрыты пластиковой оболочкой. Мягкий пластик покрытия исключает фактор порчи дисков при закручивании.
Но даже если мастер работает со специальными головками для литых дисков, он не может ограничить усилие гайковерта и болт может быть случайно закручен "намертво". Поэтому лучше использовать специальный ограничитель крутящего момента. В нем используется торсион, которые работает на скручивание, тем самым болты не будут перетянуты.
Ограничитель крутящего момента позволяет полноценно использовать гайковерт и не докручивать болт ручным способом. После ударной головки достаточно воспользоваться динамометрическим ключом, чтобы проверить момент затяжки (обычно 120 Нм). Кроме того, вы не поцарапаете клиенту диск и не сорвете резьбу ступицы.
Видео-обзор ударных торцевых головок