Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?

Как проверить автомобильный аккумулятор мультиметром?

Содержание

  1. Почему важно проводить тесты АКБ?
  2. Проверка аккумулятора мультиметром
  3. Как измерить напряжение аккумулятора?
  4. Как измерить степень заряда аккумулятора мультиметром?
  5. Как измерить ток утечки в автомобиле?
  6. Как измерить ёмкость аккумулятора мультиметром?
  7. Как измерить плотность электролита без ареометра?
  8. Как измерить внутреннее сопротивление АКБ мультиметром?
  9. Заключение

Проверка аккумуляторной батареи (АКБ) автомобиля — важная процедура, которая позволяет определить состояние аккумулятора и его способность обеспечивать питание электросистемы автомобиля.

Почему важно проводить тесты АКБ?

Основные причины, почему автомобильный аккумулятор нуждается в периодической проверке:

  1. Определение уровня заряда. Проверка позволяет узнать, насколько заряжена батарея и нуждается ли она в подзарядке.
  2. Выявление возможных проблем. Тесты могут помочь обнаружить неисправности, такие как короткое замыкание, сульфатация пластин или утечка электролита.
  3. Оценка срока службы. Регулярные проверки позволяют оценить состояние батареи и определить, когда её нужно заменить.

О том, что аккумуляторную батарею необходимо проверить, могут свидетельствовать следующие “сигналы”:

  1. Медленный запуск двигателя. Если автомобиль заводится с трудом или не заводится вовсе, это может быть признаком того, что батарея не обеспечивает достаточный ток для запуска двигателя.
  2. Тусклый свет фар. Слабое освещение фар может указывать на то, что напряжение в бортовой сети недостаточно высокое из-за проблем с аккумулятором.
  3. Проблемы с электрическими устройствами. Неисправности в работе электрических устройств, таких как аудиосистема, кондиционер или стеклоподъемники, также могут быть связаны с состоянием батареи.

Проверка аккумулятора мультиметром

Проверка аккумулятора мультиметром

Для диагностики аккумуляторов существуют и специальные измерительные приборы. Но в ряде ситуаций может выручить и обычный мультиметр, который имеется у многих автолюбителей и мастеров (в том числе и “домашних”) по ремонту электротехники.

Мультиметр (или тестер) — это электроизмерительный прибор, который объединяет в себе несколько функций. С его помощью можно узнавать различные параметры электрического тока: напряжение, силу тока, сопротивление и другие характеристики.

Удобство применения тестера в том, что он может работать в разных режимах. Результаты отображаются на цифровом дисплее или стрелочном индикаторе.

В этой статье мы расскажем, как мультиметром проверить аккумулятор, и по прямым и косвенным показаниям определить:

  • Напряжение аккумулятора;
  • Степень заряда аккумулятора;
  • Ток утечки;
  • Ёмкость автомобильной АКБ;
  • Плотность электролита;
  • Внутреннее сопротивление.

Использование тестера для проверки аккумуляторной батареи имеет ряд преимуществ:

  1. Простота. Мультиметр — это простой и доступный инструмент, который можно использовать для проведения тестирования АКБ.
  2. Скорость. С помощью тестера можно быстро и легко измерить напряжение, ёмкость и другие параметры батареи, что позволяет оперативно оценить её состояние.
  3. Точность. Современные мультиметры обеспечивают высокую точность измерений, что важно для получения достоверных результатов.

Как измерить напряжение аккумулятора?

Как измерить напряжение аккумулятора

Что такое напряжение автомобильной аккумуляторной батареи и зачем его измерять?

Напряжение аккумулятора - основной параметр, который определяет способность АКБ обеспечивать питание электрооборудования автомобиля. Измеряется в Вольтах. Если напряжение ниже нормы, это может привести к проблемам с запуском двигателя, слабому освещению фар и другим неисправностям в работе электрических устройств.

Алгоритм проверки напряжения аккумулятора мультиметром:

1. Подготовьте тестер и два щупа (красный и чёрный). Примерно за час до проведения измерений заглушите двигатель и выключите все потребители тока.

2. На мультиметре установите режим измерения напряжения постоянного тока с пределом 20 В.

3. Измерьте напряжение на выводах аккумулятора без нагрузки (при отключённых потребителях электроэнергии). На полностью заряженном аккумуляторе допустимы значения от 12,4 до 12,9 В. Своеобразным “эталоном” принято считать значение 12,7 В. Каждое отклонение в меньшую сторону на 0,1 Вольт соответствует 10% разрядки.

4. Далее можно накинуть клеммы и завести двигатель. Напряжение на АКБ не должно упасть ниже 9 Вольт. Потом напряжение начнёт повышаться, потому что АКБ начнёт подзаряжаться от генератора, и составит примерно 13,5 В.

5. Сравните полученные значения с рекомендуемыми для вашего типа аккумулятора.

6. Если напряжение ниже номинального, аккумулятор необходимо зарядить или заменить.

Как измерить степень заряда аккумулятора мультиметром?

Что такое уровень заряда АКБ и зачем его измерять?

Полнота зарядки автомобильного аккумулятора — это показатель того, насколько аккумулятор заряжен и способен обеспечивать питание электросистемы автомобиля.

Измерение сепени зарядки АКБ важно для определения состояния батареи и её способности обеспечивать надёжную работу автомобиля.

Алгоритм проверки полноты зарядки аккумулятора тестером соответствует пунктам 1, 2 и 3 предыдущего раздела.

Показания при полностью исправной и заряженной батарее будут соответствовать номинальному напряжению аккумулятора, указанному в его характеристиках.

При наполовину заряженной батарее (требуется подзарядка) показания мультиметра будут ниже номинального напряжения, но выше критического уровня разряда.

Полностью разряженный аккумулятор будет иметь напряжение ниже критического уровня разряда. В этом случае аккумулятор необходимо зарядить как можно скорее, чтобы предотвратить его повреждение.

Аккумулятор, полностью выработавший свой ресурс и подлежащий замене, будет иметь низкое напряжение даже после полной зарядки. Это указывает на то, что батарея не способна обеспечить достаточный ток для запуска двигателя и работоспособности электрических устройств.

Для удобства приводим таблицу соответствий напряжения уровню заряда:

таблица соответствий напряжения уровню заряда

Как измерить ток утечки в автомобиле?

Как измерить ток утечки в автомобиле?

Что такое ток утечки и что он показывает?

Ток утечки — это ток, который протекает в электрической цепи, когда она находится в режиме ожидания или не используется. Его появление может быть вызвано различными причинами: неисправные устройства, повреждённая изоляция проводов или неправильное подключение.

Проверка тока утечки аккумулятора мультиметром позволяет определить, насколько сильно аккумулятор разряжается, когда автомобиль не используется. Это важно для оценки состояния батареи и предотвращения её преждевременного выхода из строя. Если ток утечки большой, батарея может разрядиться буквально за ночь.

Алгоритм проверки тока утечки аккумулятора тестером:

Напомним, что все измерения также должны проводиться на заглушенном более часа авто с отключенными потребителями!

1. Снимаем с аккумулятора минусовую клемму.

2. Включаем мультиметр на измерение тока с пределом 10 А.

3. Подключаем его “в разрыв”. Плюсовой щуп тестера к минусовой клемме, минусовой щуп - к минусовому контакту на АКБ.

4. Смотрим показания тестера. Допустимый ток утечки зависит от типа и модели автомобиля. Обычно он составляет несколько десятков миллиампер (мА). Однако точные значения можно найти в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля или на сайте производителя.

На большинстве легковых авто допустимый ток утечки составляет 40-50 мА (0,04-0,05 на дисплее тестера). Если ток утечки превышает допустимые значения, это может указывать на проблемы с электросистемой автомобиля.

Как измерить ёмкость аккумулятора мультиметром?

Как измерить ёмкость аккумулятора мультиметром

Что такое ёмкость автомобильной аккумуляторной батареи и зачем ее измерять?

Ёмкость аккумулятора — это количество энергии, которую аккумулятор способен отдать при полном заряде. Измеряется в ампер-часах (Ач). Определяет, как долго АКБ сможет питать электрооборудование автомобиля при отсутствии подзарядки.

Проверка ёмкости аккумулятора мультиметром позволяет оценить его способность обеспечивать питание электросистемы автомобиля. Обычно ёмкость измеряется под нагрузкой. В качестве нагрузки может выступить автомобильная лампочка (например, от фары) на 12 В.

Алгоритм проверки ёмкости аккумулятора тестером:

Сразу предупредим, что измерить ёмкость “здесь и сейчас” не получится. Процесс занимает несколько часов и требует вашего присутствия.

1. Подготовка:

  • снимите аккумулятор с автомобиля и полностью зарядите его;
  • дайте батарее пару часов постоять при комнатной температуре после зарядки.

2. Определение параметров лампы:

  • найдите лампу на 12 вольт;
  • вычислите ток потребления лампы. Например, если у вас есть лампа мощностью 60 Вт, то разделив ватты на вольты, вы получите ток потребления в амперах — 5 А.

3. Подключение лампы к аккумулятору:

  • подключите лампу к аккумулятору;
  • зафиксируйте время подключения.

4. Безопасность:

  • убедитесь, что лампа расположена безопасно (она сильно греется);
  • проверьте, чтобы провода имели необходимое сечение.

5. Измерение напряжения:

  • периодически замеряйте напряжение на клеммах АКБ при подключенной лампочке;
  • как только значение будет в пределах 10,5 В, отключите лампу;
  • зафиксируйте время отключения.

6. Расчёт фактической ёмкости:

Умножьте полученное количество часов на потребление лампочки в амперах. Допустим, что с 12,7 до 10,5 Вольта напряжение АКБ упало за 10 часов. Следовательно, фактическая ёмкость аккумуляторной батареи равна 50 Ач.

После того как вы определили фактическую ёмкость аккумулятора, её необходимо сравнить с номинальной, которая указана на этикетке. Это позволит оценить состояние батареи.

Следует помнить, что паспортные характеристики аккумулятора в процессе эксплуатации могут отличаться от реальных показателей. Уже через год-два использования они становятся недостижимы. Тем не менее значительное снижение ёмкости также говорит о проблемах с аккумулятором.

Например, для трёхгодовалой АКБ с номинальной ёмкостью 60 Ач нормальным показателем будет 50 или даже 40 Ач. Но если в результате проверки выяснилось, что батарея отдала всего 25–30 Ач, то это может быть поводом задуматься о её замене.

Как измерить плотность электролита без ареометра?

Как измерить плотность электролита без ареометра?

Что такое плотность электролита в аккумуляторной батарее и зачем её измерять?

Плотность электролита — это показатель концентрации серной кислоты в свинцово-кислотной АКБ.

Низкая плотность может указывать на то, что аккумулятор разряжен или имеет проблемы с электролитом. В свою очередь, высокая плотность может привести к преждевременному износу батареи.

ВАЖНО!

Оговоримся сразу, что измерять плотность электролита в обслуживаемом аккумуляторе (где есть возможность открыть “банки” и получить доступ к электролиту) мы советуем ТОЛЬКО специальными приборами: ареометром или рефрактометром. Стоят они недорого и продаются в любом автомаге.

Но что делать, если нужно проверить плотность электролита в необслуживаемом аккумуляторе? Рассчитать её можно по формуле, используя показания напряжения с мультиметра. Однако и этот способ сопряжён с рядом нюансов.

  1. Аккумулятор должен быть полностью заряжен.
  2. Он должен постоять в тёплом помещении и нагреться до 20℃. В идеале - ни больше, ни меньше.
  3. Он должен быть относительно новым (менее 3 лет в эксплуатации).

Формула проста: напряжение АКБ, измеренное тестером, делится на количество “банок” (как правило, их шесть). От полученного значения отнимается постоянный коэффициент 0,84. Например:

12,7 : 6 - 0,84 ≈ 1,28

Однако, даже при соблюдении всех нюансов способ не обеспечить точного результата. Потому что невозможно точно измерить одну физическую величину (в нашем случае это плотность жидкости) с помощью другой (в нашем случае это напряжение), так как фактически переменных в этом уравнении намного больше, чем указанно в формуле выше.

Например, вода из электролита испаряется и плотность его становится больше. Но чаще всего погрешность связана с сульфатацией свинцово-кислотных АКБ, когда при нормальном напряжении плотность электролита ниже нормы.

Как измерить внутреннее сопротивление АКБ мультиметром?

Что такое сопротивление автомобильной аккумуляторной батареи и зачем его измерять?

Сопротивление аккумулятора — его способность препятствовать прохождению электрического тока. Оно измеряется в миллиомах (мОм) и зависит от состояния аккумулятора, его типа и других факторов.

Если сопротивление слишком высокое, это может привести к снижению ёмкости аккумулятора и его преждевременному выходу из строя.

Алгоритм проверки сопротивления аккумулятора мультиметром:

ВАЖНО! Показатели с аккумулятора снимаются только при снятых клеммах и при плюсовой температуре как окружающей среды, так и самой батареи. Идеальный вариант - комнатная температура 20-25℃, поэтому батарею лучше снять и проводить замеры в помещении. Также, помимо тестера, понадобится элемент для нагрузки. Например, такая же лампочка, как описанная в разделе “Как измерить ёмкость?”

1. Подключаем к АКБ нагрузку на 10 секунд;

2. Мультиметром фиксируем показания напряжения;

3. Отсоединяем лампочку и даём батарее стабилизировать напряжение в течение 5 минут;

4. Фиксируем новые показания;

5. Вычисляем сопротивление по формуле:

R = U : I x 100

где U – разница между показателями напряжения, I – сила тока (в нашем случае лампочка даёт 5 А), а умножение на 100 переводит значение в миллиомы.

Для удобства приводим таблицу граничных показателей внутреннего сопротивления для новых и Б/У аккумуляторов:

таблица граничных показателей внутреннего сопротивления для новых и БУ аккумуляторов

Отдельно стоит отметить, что данная таблица неприменима на аккумуляторов AGM и EFB:

  • Для новых AGM-аккумуляторов ёмкостью 60 Ач нормальное сопротивление 3-4 мОм.
  • Для новых EFB-аккумуляторов ёмкостью 60 Ач нормальное сопротивление 4-5 мОм.

Заключение

Заключение

Проверка автомобильного аккумулятора мультиметром — это простой и эффективный способ оценить его состояние. Регулярный контроль состояния батареи позволяет вовремя заметить снижение её характеристик и принять меры по замене или обслуживанию аккумулятора. Это помогает обеспечить надёжную работу автомобиля и продлить срок службы АКБ.

Следуя описанным шагам, вы сможете самостоятельно проверить аккумулятор и сделать выводы о его состоянии. Однако, если у вас остались вопросы или сомнения, лучше обратитесь к специалистам. Они помогут провести более детальную диагностику и дать профессиональные рекомендации по уходу за аккумулятором.

Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160