Как выбрать машинку для полировки авто. Первая часть

Цель данного материала — разобрать различия и особенности конструкции полировальных машин, чтобы помочь читателю в том, какую полировальную машинку для авто выбрать.

Как выбрать машинку для полировки авто. Первая часть

Полировальные машины — общее название нескольких типов инструмента для финишной полировки поверхностей: сглаживанию мелких дефектов, царапин и придания блеска.
В данном материале мы не составляем рейтинга конкретных инструментов. Его цель — разобрать различия и особенности конструкции полировальных машин, чтобы помочь читателю в том, какую полировальную машинку для авто выбрать.

Тип вращения

От того, как вращается диск, зависит скорость полировки и удобство работы в труднодоступных местах.

Роторные.

Диск совершает вращательные движения вокруг своей оси. На первый взгляд их трудно отличить от УШМ, у многих производителей даже корпуса одни и те же. Но разница в конструкции есть, и для описываемого типа работ она существенна настолько, что болгаркой заменить роторную полировальную машину практически невозможно. Прежде всего, у инструментов отличается скорость вращения шпинделя: у «полировалки» она ниже. Об остальных отличиях поговорим в конце материала.
Роторный тип предназначен для удаления больших слоёв лака. Работа с ним более «грязная», так как образуется некоторое количество пыли. Скорость вращения постоянная, независимо от силы нажатия. За счёт этого, не имея опыта, при избыточном нажатии на инструмент трением можно перегреть поверхность, расплавив ЛКП. Плюс агрегата в качестве полировальной машинки для начинающего — отсутствие вибрации.

роторная полировальная машина

Эксцентриковые.

Диск в таких машинках не только вращается вокруг своей оси, но и совершает колебательные движения амплитудой 3, 5, 8, 15 и 21 мм (в зависимости от модели) за счёт эксцентрика. В свою очередь делятся на:
— Машинки с принудительным вращением. Подошва жестко крепится на валу вместе с эксцентриком. Управляя регулировкой, мастер выставляет нужное число оборотов диска. Колебаний эксцентрика при этом будет вдвое больше. Обеспечивает агрессивный съём материала, поэтому профессиональными детейлерами в качестве полировочного инструмента не используется. Для полировки недорогих личных автомобилей с невысоким качеством ЛКП может быть использована на свой страх и риск. Однако основное предназначение данного типа машин — шлифовка, а не полировка.
— Машинки с независимым вращением. Подошва крепится на подшипнике и свободно вращается, не будучи закреплённой на ведущем валу (шпинделе). Эксцентрик же закреплен на валу. Регулятором выставляется НЕ КОЛИЧЕСТВО ОБОРОТОВ, а частота колебаний эксцентрика. Ротационное движение является лишь вспомогательным и создаётся только центробежной силой. Его направление и скорость произвольно меняются при перемещении инструмента по рабочей поверхности и изменении силы нажатия. Такое произвольно-орбитальное движение считается лучшим компромиссом с точки зрения эффективности и качества обработки поверхности. Плюс — меньше вероятность перегрева ЛКП, минус — мастер быстрее устаёт из-за вибрации.
ВАЖНО! Чем больше ход эксцентрика, тем быстрее работа, но тем больше износ кругов и ими сложнее работать на вогнутых поверхностях, например под зеркалами. Универсальным считается ход 15 мм.

эксцентриковая полировальная машина

Питание

  • Электрические. Работа от сети 220В или (реже) от аккумулятора. При выборе инструмента стоит обратить внимание на мощность. Чем больше Ватт у агрегата, тем выше его качественные показатели.
Электрическая сетевая полировальная машина
  • Аккумуляторные. Приобретать или нет аккумуляторную модель — вопрос спорный. Полировальная машина относится к инструментам, интенсивно потребляющим энергию. Заряда даже двух аккумуляторов точно не хватит на весь автомобиль. Но с задачей отполировать фары или убрать небольшую царапину такая машинка справится.
аккумуляторная беспроводная полировальная машина
  • Пневматические. Решение для мастерской, оборудованной компрессором. Пневматика более компактна из-за отсутствия электродвигателя, меньше весит и вообще не греется.

Класс инструмента

Основные различия:

  • Бытовые и полупрофессиональные. Для постоянной эксплуатации инструмент не подойдёт, его ниша — периодическое использование «по случаю». Предназначены либо для самостоятельной «гаражной» полировки личного автомобиля, либо мастерами кузовного ремонта для полировки небольших площадей. Непрерывно работать такой машиной можно от 15 минут до получаса, затем нагревшемуся двигателю лучше дать остыть.
  • Профессиональные. Используются в детейлинг-центрах и прочих специализированных мастерских в интенсивном режиме. Непрерывно могут работать до часа, затем и инструменту, и мастеру потребуется короткий отдых. Стоят в разы дороже, но это обусловлено качеством материалов и сборки, а также высокой эргономикой инструмента.

На наш взгляд, выбирая полировальную машинку для авто можно оттолкнуться от брендов:
— Для бытового использования раз год или даже реже подойдут и инструменты малоизвестных производителей с маркет-плейсов.
— Выбор полупрофессионального можно остановить на отечественных брендах с производствами в Китае: Зубр, Elitech, Интерскол, Вихрь и пр.
— Профессионалам лучше выбирать именитые «иномарки»: Rupes, Hikoki (бывший Hitachi), DeWalt, BOSCH или Makita

Подробнее о конструкциях, ключевых характеристиках, дополнительных функциях вы можете ознакомиться в тексте "Как выбрать машинку для полировки авто. Часть вторая".