Как выбрать мотобур?

Как выбрать мотобур?

Мотобур или бензобур - инструмент, используемый для бурения отверстий в земле или льду. Это портативное оборудование, работающее от бензинового двигателя и оснащённое специальной буровой насадкой, называемой шнеком для бура.

В этом материале мы не составляем рейтинга мотобуров по конкретным производителям и моделям. Его цель - подробно рассмотреть основные критерии выбора мотобура и дать практические рекомендации о том, как самостоятельно выбрать бензобур для рыбалки, строительства или в личное пользование на приусадебном участке.

Для чего используется мотобур?

Для чего используется мотобур?

Основная задача бензинового бура - бурение отверстий для установки опор, заборов, посадки столбов, а также для подготовки почвы при посадке растений или устройстве посадочных ям. Чаще всего мотобуры применяются:

  • В садово-парковых хозяйствах и на дачных участках: для установки опор для растений, беседок, заборов, а также для бурения отверстий для посадки деревьев.
  • В строительстве: для бурения отверстий под фундаменты, установки заборов и ограждений.На зимней рыбалке: для пробуривания лунок во льду. В качестве альтернативы ручному буру это позволяет легко и быстро организовать место для зимней ловли рыбы.

Конструкция мотобура

Конструкция мотобура

1. Двигатель внутреннего сгорания. Может быть двухтактным (встречается чаще) или четырёхтактным (устанавливается только на мощные профессиональные модели). Обеспечивает мощность и крутящий момент для приведения в действие бурового инструмента.

2. Трансмиссия (редуктор). Понижает на выходе обороты двигателя и повышает крутящий момент.

3. Топливный бак.  Ёмкость, которая заполняется смесью бензина и масла в пропорции, рекомендованной производителем.

4. Крепление шнека к мотобуру. Зажимной механизм или специальная фиксирующая гайка. Шнек устанавливается на валу мотобура и фиксируется вращением зажимного механизма или затягиванием гайки.

5. Пусковой механизм или стартер. Отвечает за пуск двигателя. Основные типы конструкции:

  • Ручной стартер: Это распространенный тип пускового механизма, который требует ручного усилия для запуска двигателя. Оператор тянет за шнурок, который приводит во вращение коленчатый вал двигателя и запускает его.
  • Электрический стартер: Некоторые бензобуры оснащены электрическим стартером, позволяющим запускать двигатель нажатием кнопки или переключателя.
  • Ручной стартер с амортизацией: Некоторые более сложные модели бензобуров оснащены стартером с системой амортизации, что облегчает запуск двигателя и снижает нагрузку на руки оператора.

6. Рукоятка. Инструмент при работе обязательно держать двумя руками. В зависимости от мощности, на мотобуры устанавливают следующие типы рукояток:

  • две D-образные скобы. Если предполагается, что инструментом будут работать два оператора, скобы дополнительно усиливаются.
  • мотоциклетный тип. Рукоятки с резиновыми ручками: П-образные для одного оператора или Х-образные c широким хватом - для двух.

На рукоятку выводится рычаг газа, с помощью которого контролируются обороты и крутящий момент.

7. Шнек. Съёмная рабочая оснастка мотобура, которой осуществляется бурение. Бывают различной длины и диаметра, часто оснащаются дополнительными приспособлениями и выбираются в зависимости от конкретной задачи. В комплекте поставки может идти как мотобур со шнеком, так и без него.

Основные технические характеристики бензобуров

Основные технические характеристики бензобуров

Мотобуры делятся на лёгкие, средние и тяжелые в зависимости от их мощности, веса и размеров, что определяет их способность выполнять различные типы работ. В некоторых источниках эта классификация может выглядеть как “бытовые, полупрофессиональные, профессиональные”, что, в принципе, одно и то же. Именно от класса инструмента зависят следующие ключевые характеристики:

  • Мощность бензобура;
  • Максимальный диаметр шнека;
  • Объём двигателя и топливного бака;
  • Количество холостых оборотов;
  • Сколько операторов требуется для управления инструментом - один или два.

Поэтому далее мы будем рассматривать характеристики мотобуров, отталкиваясь от его класса.

Лёгкие мотобуры

Легкий мотобур

Применяются для небольших работ, таких как бурение отверстий для установки заборов, а также для обработки почвы при посадке растений. Именно их рекомендуют любителям зимней рыбалки для бурения лунок во льду.

Мощность двигателя. Лёгким бурам требуется двигатель мощностью от 1,5 до 3 л.с.

Объём двигателя. Для лёгких мотобуров обычно составляет 25-50 куб.см.

Ёмкость топливного бака. Для бытовых буров достаточно бака на 0,8-1,2 литра.

Максимальный диаметр шнека. Для выполняемых лёгкими бензобурами работ достаточно шнеков диаметром 150-200 мм.

Средние буры

Средний мотобур

Используются для установки опор, столбов, а также для более сложных работ в садово-парковых хозяйствах.

Мощность двигателя. Средние буры отличаются более мощным двигателем от 3 до 3,5 л.с.

Объём двигателя. Для средних мотобуров колеблется в диапазоне 50-80 куб.см.

Ёмкость топливного бака. У средних буров обычно составляет 1,2-2 литра.

Максимальный диаметр шнека. Полупрофессиональный бур способен бурить отверстия шнеками диаметром 200-250 мм.

Тяжелые бензобуры

тяжелые бензобуры

Предназначены для профессионального использования в строительстве, для бурения отверстий большего диаметра и более сложных грунтов.

Мощность двигателя. Тяжёлые буры обладают самыми мощными двигателями от 3,5 до 5 л.с. и иногда даже выше.

Объём двигателя. Высокая мощность определяется большим объёмом двигателя: от 80 куб.см и выше.

Ёмкость топливного бака. Выше мощность - больше расход. Поэтому объём бака у тяжёлых буров составляет от 2 литров и более.

Максимальный диаметр шнека. Профессиональный бур может справиться с отверстием диаметром 300-400 мм.

Следует отметить, что для выполнения работ тяжёлыми мотобурами может потребоваться два оператора. Также, для большей мощности, на них могут устанавливать не двухтактные, а четырёхтактные двигатели, что существенно повышает их вес. Профессиональный мотобур весит от 20 кг и более, тогда как вес лёгких и средних моделей редко превышает 15 кг.

Оснастка для бензобуров: шнеки, удлинители, сменные ножи

Шнек для мотобура

Шнек бензобура

Шнек бензобура - это спиральный металлический инструмент, который крепится к вращающемуся валу мотобура и обеспечивает проникновение в поверхность при его вращении.

Конструкция шнека для мотобура включает в себя спиральную насадку с выступами или режущими лезвиями, которые помогают проникать в почву или лед.

По количеству спиралей различают однозаходные и двухзаходные шнеки:

  • Однозаходный шнек имеет одну спираль, что делает его более подходящим для мягких материалов и обеспечивает быстрое бурение.
  • Двухзаходной шнек имеет две спирали, что делает его эффективным при работе с более твердыми материалами, такими как лёд или мёрзлый грунт.

Основные диаметры шнеков для буров: 80, 100, 150, 200, 250, 300 и 400 мм.

Основные длины шнеков: 500, 800 и 1000 мм.

Ножи для шнека мотобура

Часто шнеки оснащаются сменными ножами, которые можно снять для заточки или замены. Типы лезвий съёмных ножей и сфера их применения:

  • С выпуклым лезвием - для льда.
Нож для шнека с выпуклым лезвием
  • С плоским лезвием - для мягкого грунта.
Нож для шнека с плоским лезвием
  • С зубчатым лезвием - для плотного и/или каменистого грунта.
Нож для шнека с зубчатым лезвием

Также встречаются двусторонние ножи либо с одним типом лезвий на обеих сторонах, либо с двумя (например, одна сторона с плоским лезвием, вторая - с зубчатым).

Отдельно можно приобрести так называемый забурник (он же пилот для бура), который облегчает центрирование и заглубление шнека в грунт. Некоторые модели шнеков изначально оснащаются несъёмными забурниками.

Удлинители для шнеков

удлинители шнеков

Удлинители для шнеков мотобуров предназначены для увеличения глубины бурения. Представляют собой металлическую штангу с креплениями с двух сторон: с одной стороны крепиться к буру, с другой - к шнеку.

Обычно встречаются удлинители длиной от 200 до 1000 мм.

Амортизаторы шнеков

Амортизаторы шнеков

Устанавливается между шнеком и редуктором. Амортизатор для бензобура служит для смягчения ударов и вибраций, возникающих при бурении и передающихся от шнека к редуктору мотобура при попадании шнека на камень или другую твердую поверхность. Это позволяет снизить нагрузку на оборудование, уменьшить утомляемость оператора и повысить безопасность работы.

Как работать мотобуром?

Как работать мотобуром

Подробный алгоритм работы с мотобуром для правильного пробуривания отверстия:

1. Подготовка бензобура к работе: Убедитесь, что мотобур находится в хорошем техническом состоянии, смазан и заправлен топливом. Прикрепите подходящий по размеру и типу шнек к мотобуру, удостоверьтесь, что все элементы прочно закреплены.

2. Выбор места для бурения: Определите место, где необходимо пробурить отверстие, убедитесь, что на пути шнека нет подземных коммуникаций или других препятствий.

3. Позиционирование мотобура: Запустите инструмент. Удерживайте мотобур прочно двумя руками.

4. Начало бурения: Начните плавно заглублять шнек мотобура в почву или лед. Контролируйте, чтобы бур всегда находился в вертикальном положении.

5. Управление скоростью: Регулируйте скорость бурения с помощью ручки газа, чтобы обеспечить стабильное и равномерное проникновение шнека в грунт или лед.

6. Бурение с удлинителем: При использовании удлинителей для бура необходимо сначала просверлить отверстие до требуемой глубины, вытащить шнек, очистить грунт с краев отверстия, а затем установить удлинитель. При бурении с удлинителем периодически вынимайте шнек и очищайте его от грунта.

7. Извлечение бура: При достижении нужной глубины или пробуривании отверстия, плавно извлеките мотобур из почвы или льда, избегая резких движений.

8. Очистка отверстия: Очистите отверстие от образовавшейся земли или льда, чтобы подготовить его к установке опоры, столба или другого элемента.

9. Выключение мотобура: После завершения работы выключите двигатель мотобура и аккуратно отсоедините шнек.

Техника безопасности при работе с мотобуром

Техника безопасности при работе с мотобуром

Надевайте защитное снаряжение: очки, наушники, перчатки и защитную обувь. Нельзя работать в широкой одежде со свободными рукавами, также не должно быть длинных шнурков, которые может случайно намотать на шнек.

При бурении следует быть особенно бдительным в отношении обратного удара, который может произойти, если бур столкнется с препятствием, например, с камнем. Это может привести к травмам рук, поэтому важно всегда быть готовым к возможному обратному удару и крепко держать рукоятки во время работы.

После запуска двигателя или перед его остановкой, позвольте ему поработать 2-3 минуты на низкой скорости без нагрузки. Избегайте работы на полную мощность без нагрузки.

После запуска двигателя не прикасайтесь к глушителю или цилиндру. Это может привести ожогам

Если заметили повреждения на шнеке - немедленно замените его. Если запасного нет - откажитесь от работы мотобуром.

Регулярно проверяйте остроту режущих ножей бензобура. Это не связано с безопасностью напрямую, но непосредственно влияет на эффективность работы и степень вашей усталости.

Реклама. ООО "СПРАУТ" ИНН: 7816654160