Пневматический или электрический гайковерт — какой выбрать?

Ответ простой — оба хороши, но каждый для определенных условий.

Пневматический или электрический гайковерт —  какой выбрать?

Ответ простой — оба хороши, но каждый для определенных условий.
Мы уже сравнивали аккумуляторные и пневматические гайковёрты, и сняли видео на эту тему:

По факту, особых различий в скорости и мощности между пневматикой и аккумуляторным инструментом нет. Модели с рабочим моментом около 1000Нм справляются с гайкой, закрученной на эту самую 1000Нм примерно за 10 секунд. Тогда в чем разница?

Вес

Не самый важный параметр относительно характеристик, но важнейший с точки зрения эргономики. Ведь, если крутить гайки приходится всю смену, от тяжелого инструмента усталость наступит быстрее.

Гайковерты с электродвигателем однозначно тяжелее на 30-40%. У сетевых тяжесть придает массивный электродвигатель, у аккумуляторных — батарея (и чем выше ее энергоемкость, тем больше вес).

Пневматика легче, особенно если выбирать гайковерт в композитном корпусе. Корпус из металла несколько тяжелее, но зато лучше противостоит внешним механическим воздействиям.

Безопасность работы

Пневматический инструмент, прежде всего, пожаро- и взрывобезопасен. Двигатель в процессе работы не искрит (что иногда случается при работе не совсем исправным электрогайковертом) и не греется.

Гайковерт пневматический ударный 1/2"

Для автомастерской или сборочной линии этот параметр не критичен, но для промышленности имеет решающее значение. Например, если требуется открутить крепеж у спецтехники в шахте или на нефтегазопроводе.

Также пневматика не боится воды. Пневмогайковерт можно утопить в луже, а потом достать и спокойно работать. Применение электроинструмента по ТБ не рекомендуется даже при повышенной влажности.

Точность работы

Неважно, электрический гайковерт или пневматический — прежде всего это инструмент для откручивания крепежа. Поэтому данное требование не слишком строгое.

У электрических моделей этот параметр контролируется точнее, так как отвечает за него электроника. Если аккумуляторный гайковерт имеет три режима, то в технической документации точно указано, сколько Ньютонов на метр (или ударов в минуту) он выдает.

Гайковерт ударный сетевой 1/2"

Про пневматику же инженеры шутят, что точность ее “плюс-минус километр”. Это, конечно же, грубое обобщение, но доля правды в нем есть. Скорость и сила инструмента зависят от нескольких параметров: давления воздуха, степени изношенности механизма, герметичности соединения инструмента с пневмошлангом.

В отличие от электрического, пневмоинструмент “из коробки” может выйти на максимальные рабочие характеристики не сразу. Деталям механизма требуется час-полтора интенсивной эксплуатации чтобы притереться.

Степень автономности

На первом месте здесь с большим отрывом лидируют аккумуляторные инструменты. Работы на высоте, строительных объектах без коммуникаций или “в поле” (например, при выездном шиномонтаже) ими выполнять намного проще. Но ровно до того момента, пока не сядет батарея. Стоит обзавестись одной, а лучше — парой запасных.

Гайковерт аккумуляторный ударный 1/2"

Сетевые модели “привязаны” к электропитанию, но найти бытовую розетку на 220 Вольт можно практически везде. Плюс не требуется никакой подготовки и подзарядки — включил в розетку и работай.

Пневматике, помимо дизельного или электрического компрессора, требуется пневмолиния (или, в крайнем случае, пневмошланг, который массивнее и тяжелее электрокабеля) и модули для подготовки воздуха: регулятор давления, осушитель и лубрикатор.

Уход за инструментом

Любой инструмент, независимо от типа привода, нужно использовать согласно эксплуатационным требованиям, беречь от грязи и пыли.

Пневматика считается неприхотливой, но несколько более требовательной к смазке. На трущиеся детали электрогайковерта рекомендуется наносить консистентную смазку раз в год. Пневмоинструмент нуждается в постоянной лубрикации специальным маслом.

Также в механизм пневматического гайковерта проще попасть абразивным частицам, которые царапают зеркало пневмоцилиндра. Зато он проще переносит попадание агрессивных ГСМ.

При длительном нахождении на морозе у пневмогайковерта могут примерзнуть к цилиндру лопатки ротора. У аккумуляторных замерзает батарея. Поэтому, при отрицательных температурах, инструмент не надо оставлять надолго - вынес из тепла, поработал, унес обратно.

Износостойкость и ремонтопригодность

При правильной эксплуатации пневмогайковерт можно назвать “неубиваемым”. С точки зрения инженерии, он не является технически сложным устройством. Любая изношенная или поврежденная деталь легко заменяется на новую.

У электрогайковерта под замену чаще всего идет целый узел, цена которого иногда “кусается”.


Выводы

Если требуется крутить большое количество однотипного крепежа (например, на сборочной линии), пользу принесет сетевая модель. Также их часто используют на сервисах и в гаражах, не оборудованных пневмолинией.

Аккумуляторные незаменимы там, где нет доступа к электросети или компрессору. Их мощность ни в чем не уступает аналогам, а литий-ионные батареи долго держат заряд.

Пневматике нет равных в простоте использования, рабочему ресурсу и эргономике. Рекомендуем для работы в автосервисах и стационарных шиномонтажах. Для сборочных линий подойдут безударные пневмогидравлические модели с точно выставленным моментом.