Зачем нужен лубрикатор для пневмоинструмента
Назначение лубрикатора — обеспечивать пневмоинструменту долгий срок службы без поломок. Иначе говоря, лубрикатор нужен для того, чтобы, работая в связке с другими компонентами подготовки воздуха, насыщать его масляной взвесью.
![Зачем нужен лубрикатор для пневмоинструмента](/content/images/size/w1200/2022/10/lubrikatory-1.jpg)
Как и любой другой инструмент, пневматика требует смазки трущихся поверхностей. Однако, при эксплуатации пневматического инструмента, сквозь него постоянно проходит поток воздуха под большим давлением, просто выдувая смазку из механизма.
Поэтому, в отличие, например, от электрических аналогов, ряду пневматических инструментов требуется непрерывное насыщение смазкой. Для этого существуют пневматические масла и специальное оборудование — лубрикаторы. Назначение лубрикатора — обеспечивать пневмоинструменту долгий срок службы без поломок. Иначе говоря, лубрикатор нужен для того, чтобы, работая в связке с другими компонентами подготовки воздуха, насыщать его масляной взвесью.
Всегда ли нужна лубрикация?
Стоит отметить, что далеко не всему ассортименту пневматики требуется смазка. Инструменты, которым она не нужна:
- Краскопульты;
- Подкачки колес;
- Пистолеты для продувки;
- Пескоструйные аппараты;
- Большинство моделей плоскошлифовальных машинок.
Дело в том, что масло, вылетая вместе с потоком отработанного воздуха, может попасть на обрабатываемую поверхность, сведя на нет всю работу.
Инструменты, имеющие в механизме трущиеся детали, напротив, нуждаются в постоянной лубрикации. Понять, нужна ли инструменту смазка, можно и по маркировке. Часто на корпусе инструмента присутствует надпись «OIL FREE» (если смазка не нужна) или «OIL DAILY» (если нужна).
![маркировка OIL FREE и OIL DAILY](https://blogs.garwin.ru/content/images/2022/10/-------.jpg)
Устройство и принцип работы
Лучшие современные лубрикаторы представляют собой прозрачную колбу из ударопрочного и маслостойкого поликарбоната, куда заливается пневмомасло. Оператор имеет возможность визуально отслеживать уровень масла и доливать его по необходимости. Различают два вида лубрикаторов:
Стационарные
Монтируются в пневмомагистраль после фильтра, который осушает и очищает магистральный воздух. Колба дополнительно защищается металлическим кожухом. При подборе следует обращать внимание на размер внутренней резьбы для монтажа фитингов. В соответствии с ней подбираются присоединительные штуцеры. Самые популярные резьбы — на ¼, ⅜ и ½ дюйма. Чем больше отверстие, тем интенсивнее работа лубрикатора: выше пропускная способность и допустимое максимальное давление в системе. Масло заливается либо через специальное отверстие, либо (если отверстие не предусмотрено конструкцией) колба просто снимается и масло заливается напрямую в нее.
Если периодически требуется подключать инструменты, не нуждающиеся в смазке, то в схеме делается разрыв. Выглядит это так: фильтр/ разъем для подключения «безмасляных» инструментов /лубрикатор.
![Схема пневмолинии с разрывом](https://blogs.garwin.ru/content/images/2022/10/----------------.jpg)
Линейные (портативные)
Монтируются непосредственно перед инструментом. Устройство такого лубрикатора проще, чем у стационарного: это маленькая колба с резьбами на ¼ дюйма с двух сторон. «Папа» — для накручивания на инструмент и «мама» — для присоединения быстросъемного штуцера. Компактный размер практически не увеличивает вес инструмента и не создает неудобств в работе им. Масло заливается с помощью масленки с тонким носиком через отверстие, герметично закрываемое винтовой пробкой.
Рекомендованы к использованию, если длина шланга от стационарного лубрикатора до инструмента составляет более 10 метров. В этом случае линейный лубрикатор позволяет избежать «сухого старта», когда воздух уже подается в инструмент, а смазка еще не успела дойти по длинному шлангу.
![линейный монтаж лубрикатора на вход гайковерта](https://blogs.garwin.ru/content/images/2022/10/--------.-------.jpg)
ВАЖНО! Использование линейного лубрикатора не означает, что можно не подключать стационарный. Его объем сравнительно мал, на весь период работ масла не хватит, а постоянная дозаправка отнимет много времени.
Выбор масла
Для правильной эксплуатации пневмоинструмента следует применять только специальное пневматическое масло на основе парафина. Присадки в его составе позволяют сохранять постоянную вязкость и препятствуют смешиванию с влагой.
Использование иного типа смазки категорически не рекомендовано! Особенно это касается масел на растительной основе из-за их быстрой полимеризации.
Дополнительная лубрикация
- Если вы не используете линейный лубрикатор, то перед началом работы заправляйте 5-6 капель через отверстие для поступления воздуха.
- Также нелишним будет подливать по 5-6 капель каждые 3-5 часов работы.
- По окончании рабочей смены, особенно после работ на улице, долейте еще 5-6 капель для защиты деталей от коррозии.
![присоединительное отверстие пневмогайковерта](https://blogs.garwin.ru/content/images/2022/10/gaykovert-pnevmaticheskiy-1.jpeg)
Некоторые мастера жалуются на то, что инструмент периодически может «плеваться» маслом через отверстие для выхода воздуха, считая это конструктивным недостатком или даже неисправностью. Это неверно, так как вместе с отработанным маслом через отверстие удаляются пыль, влага и грязь. К тому же, у нового инструмента внутренние механизмы проходят процесс притирки друг к другу. В результате образуется металлическая пыль, которая также удаляется вместе с маслом и воздухом.