Зачем нужен лубрикатор для пневмоинструмента

Назначение лубрикатора — обеспечивать пневмоинструменту долгий срок службы без поломок. Иначе говоря, лубрикатор нужен для того, чтобы, работая в связке с другими компонентами подготовки воздуха, насыщать его масляной взвесью.

Зачем нужен лубрикатор для пневмоинструмента

Как и любой другой инструмент, пневматика требует смазки трущихся поверхностей. Однако, при эксплуатации пневматического инструмента, сквозь него постоянно проходит поток воздуха под большим давлением, просто выдувая смазку из механизма.

Поэтому, в отличие, например, от электрических аналогов, ряду пневматических инструментов требуется непрерывное насыщение смазкой. Для этого существуют пневматические масла и специальное оборудование — лубрикаторы. Назначение лубрикатора — обеспечивать пневмоинструменту долгий срок службы без поломок. Иначе говоря, лубрикатор нужен для того, чтобы, работая в связке с другими компонентами подготовки воздуха, насыщать его масляной взвесью.

Всегда ли нужна лубрикация?

Стоит отметить, что далеко не всему ассортименту пневматики требуется смазка. Инструменты, которым она не нужна:

Дело в том, что масло, вылетая вместе с потоком отработанного воздуха, может попасть на обрабатываемую поверхность, сведя на нет всю работу.

Инструменты, имеющие в механизме трущиеся детали, напротив, нуждаются в постоянной лубрикации. Понять, нужна ли инструменту смазка, можно и по маркировке. Часто на корпусе инструмента присутствует надпись «OIL FREE» (если смазка не нужна) или «OIL DAILY» (если нужна).

маркировка OIL FREE и OIL DAILY
Маркировка “OIL FREE” и “OIL DAILY”. Слева шлифмашина, справа бормашина.

Устройство и принцип работы

Лучшие современные лубрикаторы представляют собой прозрачную колбу из ударопрочного и маслостойкого поликарбоната, куда заливается пневмомасло. Оператор имеет возможность визуально отслеживать уровень масла и доливать его по необходимости. Различают два вида лубрикаторов:

Стационарные

Монтируются в пневмомагистраль после фильтра, который осушает и очищает магистральный воздух. Колба дополнительно защищается металлическим кожухом. При подборе следует обращать внимание на размер внутренней резьбы для монтажа фитингов. В соответствии с ней подбираются присоединительные штуцеры. Самые популярные резьбы — на ¼, ⅜ и ½ дюйма. Чем больше отверстие, тем интенсивнее работа лубрикатора: выше пропускная способность и допустимое максимальное давление в системе. Масло заливается либо через специальное отверстие, либо (если отверстие не предусмотрено конструкцией) колба просто снимается и масло заливается напрямую в нее.

Если периодически требуется подключать инструменты, не нуждающиеся в смазке, то в схеме делается разрыв. Выглядит это так: фильтр/ разъем для подключения «безмасляных» инструментов /лубрикатор.

Схема пневмолинии с разрывом
Слева фильтр-регулятор с манометром. В центре разрыв для подключения “безмасляного инструмента”. Справа лубрикатор.

Линейные (портативные)

Монтируются непосредственно перед инструментом. Устройство такого лубрикатора проще, чем у стационарного: это маленькая колба с резьбами на ¼ дюйма с двух сторон. «Папа» — для накручивания на инструмент и «мама» — для присоединения быстросъемного штуцера. Компактный размер практически не увеличивает вес инструмента и не создает неудобств в работе им. Масло заливается с помощью масленки с тонким носиком через отверстие, герметично закрываемое винтовой пробкой.

Рекомендованы к использованию, если длина шланга от стационарного лубрикатора до инструмента составляет более 10 метров. В этом случае линейный лубрикатор позволяет избежать «сухого старта», когда воздух уже подается в инструмент, а смазка еще не успела дойти по длинному шлангу.

линейный монтаж лубрикатора на вход гайковерта
Монтаж линейного лубрикатора на вход пневмогайковерта

ВАЖНО! Использование линейного лубрикатора не означает, что можно не подключать стационарный. Его объем сравнительно мал, на весь период работ масла не хватит, а постоянная дозаправка отнимет много времени.

Выбор масла

Для правильной эксплуатации пневмоинструмента следует применять только специальное пневматическое масло на основе парафина. Присадки в его составе позволяют сохранять постоянную вязкость и препятствуют смешиванию с влагой.

Использование иного типа смазки категорически не рекомендовано! Особенно это касается масел на растительной основе из-за их быстрой полимеризации.

Дополнительная лубрикация

  1. Если вы не используете линейный лубрикатор, то перед началом работы заправляйте 5-6 капель через отверстие для поступления воздуха.
  2. Также нелишним будет подливать по 5-6 капель каждые 3-5 часов работы.
  3. По окончании рабочей смены, особенно после работ на улице, долейте еще 5-6 капель для защиты деталей от коррозии.
присоединительное отверстие пневмогайковерта
В присоединительное отверстие справа доливается масло. В решетчатое отверстие слева выходит воздух, масло и вредные частицы.

Некоторые мастера жалуются на то, что инструмент периодически может «плеваться» маслом через отверстие для выхода воздуха, считая это конструктивным недостатком или даже неисправностью. Это неверно, так как вместе с отработанным маслом через отверстие удаляются пыль, влага и грязь. К тому же, у нового инструмента внутренние механизмы проходят процесс притирки друг к другу. В результате образуется металлическая пыль, которая также удаляется вместе с маслом и воздухом.