Как пользоваться воздушным компрессором

Воздушный компрессор — оборудование для питания сжатым воздухом пневматического инструмента. Существует несколько основных разновидностей под разные виды задач. В данной статье мы не будем рассматривать компактные компрессоры для накачки шин.

Как пользоваться воздушным компрессором

Воздушный компрессор — оборудование для питания сжатым воздухом пневматического инструмента. Существует несколько основных разновидностей под разные виды задач.

В данной статье мы не будем рассматривать компактные компрессоры для накачки шин. Наша цель — показать отличия в работе разных модификаций компрессоров для пневмоинструмента и рассказать об основных правилах их эксплуатации.

Разновидности компрессоров

Поршневые

Нагнетание воздуха в ресивер происходит за счёт хода поршней, количество которых варьируется от одного до четырёх. Поршневые компрессоры делятся на две подгруппы.

Поршневые с прямым приводом (коаксиальные)

поршневой компрессор

Вал двигателя напрямую соединяется с поршневой группой. За счет такой конструкции удается обеспечить компактность оборудования и невысокую стоимость. Однако, из-за близкого расположения цилиндров и двигателя, коаксиальный компрессор сильнее греется.

прямой привод компрессора
1 — поршневой компрессор, 2 — двигатель, 3 — соединительная муфта

В свою очередь, коаксиальные компрессоры бывают масляными и безмасляными.

В масляные модели периодически требуется заливать специальное компрессорное масло для смазки деталей механизма.

DС 320/50, CM2.5, 50л, 320л/мин, 8 бар, 1.8 кВт, 220В

Работа безмасляного компрессора не требует смазки. Они используются там, где её попадание на обрабатываемую поверхность может свести на нет всю работу или нанести потенциальный вред здоровью. Стоимость такого оборудования ниже, чем у масляного, оно меньше нуждается в обслуживании, но детали несмазываемого компрессора закономерно быстрее изнашиваются. Строго обязателен для приобретения в сфере пищевой, химической промышленности, а также фармацевтики и медицины.

OL 195/24, CM1.5, 24л, 180л/мин, 8 бар, 1.5 кВт, 220В

Для питания «oil-free» инструментов (продувочных пневмопистолетов, краскопультов, или шлифовальных машин) под узкоспециальные работы (например, покраска или кузовной ремонт) можно использовать и масляный компрессор. Для этого просто нужно установить перед шлангом, ведущим к инструменту, модульную группу с фильтром тонкой очистки и масловлагоотделителем.

Поршневые с ременным приводом

компрессор с ременным приводом

Самый распространенный тип компрессоров для профессиональной мастерской. Пуск поршневого компрессора осуществляется путём передачи вращения от двигателя к поршневой группе через ремень. На двигателе установлен шкив большего диаметра, на поршнях — меньшего. Таким образом, за счёт повышающей передачи, при сравнительно небольших оборотах, двигатель может обеспечить высокую скорость нагнетания воздуха.

ременной привод компрессора
1 — поршневой компрессор, 2 — двигатель, 3 — ременная передача

Двигатель и поршневая группа у таких моделей разнесены дальше. Габариты компрессора увеличиваются, зато детали меньше обмениваются теплом и медленнее нагреваются. Также у ременных выше ремонтопригодность, так как первым в этой связке пострадает ремень, который дёшев и его можно заменить самостоятельно.

Винтовые

Самые производительные — винтовые компрессоры. Используются на крупных производствах и промпредприятиях для питания нескольких пневмопостов. Их цена в разы выше, чем у описанных ранее моделей, и даже для профессиональной мастерской их характеристики будут избыточны.

винтовая пара компрессора
1,2 — винты, 3 — шестерни связи, 4 — корпус

Нагнетание воздуха происходит не за счёт поршня, а с помощью винтовой пары. Бывают одно- и двухвинтовыми. Как и поршневые, подразделяются по типу смазки на масляные и безмаслянные, а по типу привода — на прямые и ременные.

450 л/мин, 10 бар, ресивер 270 л

Подготовка и подключение компрессора

Установка компрессора

Часть моделей предназначена для стационарной установки, некоторые оснащены колёсами для перемещения. Неважно, мобильное или стационарное у вас оборудование — устанавливаться оно должно только на ровную поверхность. Делается это для равномерной смазки деталей, а у безмасляных — для корректной работы механизма. Если колеса идут в комплекте, начинать нужно с их установки. Компрессор должен эксплуатироваться в хорошо вентилируемом помещении. Для правильного нагнетания воздуха расстояние от стен должно составлять минимум полметра.

Проверка уровня масла

Скорее всего, ваш компрессор будет масляным. На бюджетную модель производитель может пожалеть смазки. Тогда её потребуется добавить. Доливать или менять масло нужно по мере его расхода или загрязнения (об этом ниже).

Установка воздушного фильтра

Воздух перед попаданием в цилиндро-поршневую группу (и далее в ресивер) проходит через фильтр, который задерживает пыль и абразивные частицы, продлевая срок службы оборудования. По мере загрязнения, фильтр также требуется чистить или менять.

Установка сапуна

Сапун — это своего рода клапан, стравливающий избыточное давление. Если вместо него поставить пробку или заглушку, это чревато утечкой масла, перегревом и выходом из строя.

Подключение шланга

Чаще всего выход под воздушный шланг на компрессоре бывает двух типов:

  • Резьбовое отверстие. Если фитинг не идет в комплекте, заранее поинтересуйтесь, какого размера резьба и приобретите соответствующий штуцер и моток фумленты для его герметичного монтажа. С одной стороны он должен подходить под отверстие в компрессоре, с другой — под шланг.
  • Быстроразъемное соединение (также именуется «байонет» или «рапид»). Такая конструкция позволяет быстро отсоединить шланг от компрессора. В большинстве случаев на аппарате стоит разъем «мама», поэтому на шланге должен быть штуцер «папа».

О выборе шланга для компрессора и его корректном подключении к инструменту мы рассказали в отдельной статье.

Подключение к сети

Перед тем, как включить компрессор, убедитесь, что все переключатели находятся в положении «ВЫКЛ», а краны подачи воздуха закрыты. Со стационарным компрессором проблем не возникнет: кабель питания напрямую включается в сеть и дальше (если в сети не наблюдается перепадов напряжения) всё работает корректно. Если компрессор необходимо перемещать по мастерской, лучше обойтись без нескольких бытовых удлинителей, подключенных один в другой, а приобрести катушку побольше с кабелем, соответствующим мощности аппарата.

Подключение пневмоинструмента

Вы включили компрессор и убедились, что он работает. Пора подключать инструмент:

  • Выключите компрессор.
  • Подсоедините инструмент к пневмошлангу.
  • Включите компрессор.
  • Откройте кран подачи воздуха в шланг.
  • Выставьте требуемое рабочее давление (оно указано в техпаспорте инструмента или на сайте производителя) с помощью «крутилки» регулятора.
регулировка давления компрессора

Важно! Рабочее давление выставляется на работающем инструменте с зажатой клавишей пуска. Посмотрите наше видео о правильном выставлении давления:


Здесь мы привели общую схему подключения компрессора. У конкретных моделей всегда могут быть свои нюансы. Перед подключением обязательно изучите инструкцию. Часто там есть чертёж или даже пошаговое руководство с фотографиями.

Обслуживание  компрессора

Подтяжка резьбовых соединений

Любой компрессор при работе создает вибрацию, от которой болты и гайки могут ослабнуть. Поэтому, после первых двух часов работы нового компрессора его следует заглушить, охладить и подтянуть все резьбовые соединения. Далее крепёж рекомендуется подтягивать не реже раза в месяц.

Замена масла

После первых 50 часов необходимо полностью заменить масло. Делается это потому, что при сборке в узлы оборудования могли проникнуть сторонние загрязнения, которые вымываются первой порцией масла. Такое масло сливается и заливается свежее, которое требуется менять либо по мере расхода, исходя из показателей щупа или глазка, либо по мере загрязнения.

замена масла компрессора
  • Заправляйте компрессор всегда одним и тем же маслом. Масло должно быть специальным компрессорным, так как его состав и консистенция лучше всего подходят для работы внутри компрессора.
  • Старайтесь использовать одну и ту же марку масла. Если всё же приходится её менять — не доливайте и не смешивайте, а полностью слейте старую смазку и залейте новую.
  • Важно всегда иметь под рукой небольшое количество нового масла, чтобы по его цвету, как по эталону, определять качество масла в компрессоре. Если цвет светлее эталонного — в масло попала вода. Если темнее — пыль и прочие посторонние частицы. В обоих случаях масло требуется заменить.
  • В профилактических целях масло рекомендуется менять каждые 200-300 часов работы.

Проверка воздушного фильтра

чистка воздушного фильтра компрессора

Периодически снимайте крышку и осматривайте фильтр. При незначительных загрязнениях фильтр достаточно продуть сжатым воздухом. При значительных фильтр необходимо заменить.

Регулировка натяжения ремня

Актуально для ременных компрессоров. У каждого аппарата свои настройки, которые требуется производить согласно инструкции.

Остановка компрессора

После окончания рабочей смены требуется:

  • кнопки управления перевести в положение «ВЫКЛ»;
  • перекрыть все краны подачи воздуха;
  • стравить давление и слить конденсат с помощью клапана, который находится в нижней части ресивера.

Также желательно вытащить вилку из сети: напряжение в вашей мастерской может быть непостоянным и так вы убережёте компрессор от поломки, а мастерскую от пожара.


В следующем материале мы расскажем о самых частых причинах сбоев в работе компрессоров и научим самостоятельно устранять основные из них.