Как выбрать машинку для полировки авто. Вторая часть

Цель данного материала — разобрать различия и особенности конструкции полировальных машин, чтобы помочь читателю в том, какую полировальную машинку для авто выбрать.

Как выбрать машинку для полировки авто. Вторая часть

Эта статья — продолжение первой части текста "Как выбрать машинку для полировки авто. Первая часть", где мы рассказываем о видах полировальных машинок по типу вращения, классу и питанию.

Конструкция

Угловая. Либо полностью копирует УШМ, либо очень на неё похожа. Пожалуй, самый распространённый и востребованный вид полировальных машинок для авто как у домашних мастеров, так и у профи. Выпускается как в роторном, так и в эксцентриковом исполнении. Форма удобная и привычная, работать легко как по большим поверхностям, так и по вогнутым криволинейным. В труднодоступные места подлезть также не составляет труда. Для дополнительного контроля машинка может оснащаться дополнительными рукоятками:
— стандартными боковыми, как у болгарки. Антивибрационная будет большим плюсом, особенно на эксцентриковых. Если модель поставляется без неё, лучше докупить отдельно, разницу почувствуете сразу.
— скобовидными. В зависимости от типа обрабатываемой поверхности, можно взяться хоть сбоку, хоть сверху, хоть под углом.
— дополнительным «грибком» под руку на редукторе. С такой рукояткой легче всего контролировать силу нажатия на инструмент.

Прямая с пистолетной рукояткой. По виду немного напоминает дрель. По аналогии с ней же оснащается дополнительной боковой рукояткой. Бывает только роторного типа. Двигатель в ней менее мощный, по сравнению с угловой конструкцией, поэтому отдыха машинка требует чаще. Такой тип удобен при вертикальной полировке (двери, крылья), но при обработке больших горизонтальных поверхностей (капот, крыша), конструкция может создать некоторые неудобства.

С двумя симметричными рукоятками. Как правило, эксцентриковые, со свободным вращением. По конструкции напоминают строительный миксер или ручной фрезер. Боковые рукоятки обеспечивают надежный хват инструмента обеими руками — для точного контроля за рабочим процессом. В отличие от предыдущего типа, удобны при полировке больших горизонтальных плоскостей. А вот при полировке вертикальных машинку довольно сложно удерживать на весу под контролем. Проблемы в данном случае создаёт вибрация от эксцентрика и увеличенный диаметр подошвы.

полировальная машина с двумя симметричными рукоятками

Ключевые характеристики

Число оборотов

Самая важная характеристика в выборе полировальной машинки для автомобиля, отличающая полировальную машину от шлифовальной. Выбирая инструмент, убедитесь, что на понравившейся модели есть функция регулировки оборотов. Минимальное значение оборотов 300-600 (допустимо и меньше), максимальное — до 5000 об/мин. Чаще всего автомобиль полируют в три этапа, постепенно увеличивая обороты и уменьшая абразивность полировальной пасты.

Мощность

Мнение, что чем мощнее двигатель, тем надёжнее и быстрее машинка — неверно. Данный показатель указывает, скорее на то, насколько инструмент «тяговитый» и как долго он может работать без перегрева. Мощность мотора в данном случае указывает не на низкое или высокое качество, а, скорее, отражает тип конструкции.
Самыми маломощными (от 200 Вт) оснащаются машины с двумя симметричными рукоятками. Мотор большей мощности здесь негативно сказался бы на управлении. Далее идут инструменты с пистолетными рукоятками и угловые эксцентриковые (400-1000 Вт). Мощнее всего роторные угловые модели (1000-1500 Вт).

Вес

Параметр, напрямую зависящий от предыдущей характеристики. Более половины рабочего времени оператор полирует вертикальные поверхности, держа при этом машинку на весу, и борясь с сопротивлением круга и вибрацией. При выборе следует учитывать свои физические возможности и делать регулярные перерывы на отдых.
Самым лёгким в использовании является пневмоинструмент, так как в конструкции отсутствует тяжёлый электродвигатель. «Золотой серединой» считается сетевой. Аккумуляторная модель, при прочих равных, заведомо тяжелее сетевой, так как несколько сотен граммов будет весить АКБ.

Диаметр подложки

Чем он больше, тем выше скорость обработки. Но, вместе с тем, диском большого диаметра сложнее полировать согнутые поверхности и труднодоступные места.
Самые ходовые диаметры:
— 75-80 мм — для труднодоступных мест.
— 125 мм — считается универсальным, как для работ в ограниченном пространстве, так и для больших поверхностей.
— 150 и 180 мм — круги для больших площадей обработки, таких как капот или крыша.

Дополнительные функции

Рассмотрим полезные конструктивные дополнения, которые сделают процесс полировки более безопасным для ЛКП автомобиля и более комфортным для оператора:
Регулировка оборотов. О ней уже упоминалось выше. На рынке есть бюджетные модели без неё, но мы бы не советовали их приобретать, так как универсального режима полировки на одной скорости не существует.
Плавный пуск. При старте электроника автоматически уменьшает пусковой ток. За счёт этого двигатель выходит на полные обороты постепенно. Инструмент не дёргает в руках, а полировальная паста не разбрызгивается в стороны.
Поддержание оборотов под нагрузкой. Чем сильнее нажатие на инструмент, тем больше его сопротивление. Чтобы инструмент не остановился, «умная» электроника подстраивает обороты двигателя под силу нажатия.
Фиксация кнопки пуска. Процесс полировки кузова в несколько этапов может занять целый рабочий день. Держать всё это время палец на кнопке пуска неудобно, а по прошествии некоторого времени даже больно. В пневматических полировальных машинах для этого предусмотрена широкая клавиша пуска, которую нужно держать всей ладонью. В электроинструменте клавишу пуска можно зафиксировать. Так им удобнее управлять двумя руками, дольше не утомляясь.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли полировать машину болгаркой или дрелью (шуруповёртом)?
Если коротко — нет! Разберёмся, почему.
УШМ. Многие мастера «старой школы» считают, что полировальные машины — это такой маркетинговый ход, для того, чтобы у производителей покупали и полировалки и болгарки. Да, иногда они выпускаются в одних и тех же корпусах, но основная разница внутри:
— Обороты УШМ с регулировкой начинаются в районе 3000 и доходят до 11-12 тысяч. У полировальной машины обороты могут начинаться со 180 об/мин и редко когда превышают 5000.
— Двигатель на обоих инструментах одинаковый, но есть разница в редукторе, который передаёт вращение на шпиндель. У полировалки редуктор понижающий (то есть оборотов на выходе меньше, а крутящий момент больше) у УШМ — наоборот.
Полировка — это механический процесс истирания или срезания слоя лака на требуемую глубину. Не стоит думать, что это «заплавление» лака за счёт трения на высоких оборотах.
Дрель или шуруповёрт. На первый взгляд, способ не столь опасный для ЛКП, как болгарка, так как требуемое число оборотов плюс-минус совпадает. Но специализированную машинку, за счёт конструкции, проще контролировать:
— Дрель или шуруповёрт больше по длине, и их не так удобно позиционировать.
— Они имеют патрон, который может создавать биение и вибрацию. У полировалки шпиндель сразу заканчивается тарелкой.
— Аккумуляторный шуруповёрт будет очень быстро садиться. Даже при наличии пары АКБ неизбежны простои.
— В конструкции дрели нет редуктора. Трение диска (особенно диаметром 150 или 180 мм) создаёт повышенное сопротивление, с которым её двигатель не справляется, перегреваясь.
— Шуруповёрту в этом плане (из-за наличия редуктора) будет чуть легче, но работать он всё равно будет на пределе, быстро изнашиваясь.
— У шуруповёрта нет фиксации кнопки пуска. Придётся постоянно держать кнопку, что уже через несколько минут закончится болью в пальцах и запястье.

Какой должна быть полировальная машинка для новичка?
По типу конструкции новичку лучше выбрать роторную или эксцентриковую с принудительным вращением. Роторные модели, как правило, доступнее по цене. Регулировка оборотов для начинающего — строго обязательна. И даже для бытового применения лучше выбирать модель полупрофессионального сегмента. Привыкнуть к ней проще, работа проходит стабильнее, а в случае поломки есть возможность ремонта по гарантии.

Эксцентриковая или роторная полировальная машинка?
Более простой в освоении считается роторная, особенно если у вас уже есть опыт работы с УШМ. Эксцентрик используют чаще всего для финишных этапах, так как он считается более щадящим для покрытия. Машинка со свободным вращением останавливается, когда мастер избыточно давит на круг или во-что-то упирается. Зато ротором удобнее обрабатывать вогнутые поверхности — эксцентриком можно повредить углы.
Стоит отметить, что профессиональные детейлеры имеют в арсенале оба типа. Зачастую к ним ещё прибавляется машинка под малый диаметр круга.

Какая полировальная машина лучше орбитальная или эксцентриковая?
Здесь, скорее всего, под «орбитальной» имеется в виду эксцентриковая машинка с принудительным вращением. Её мы использовать не рекомендуем, особенно новичкам. Причина — съём ЛКП происходит слишком агрессивно.

Какие круги нужны для полировки автомобиля?
Полировальные диски различаются по:
— Толщине. На тонкие круги требуется меньше давить, полировочная мощность у них больше, но есть риск повредить ЛКП. У толстых кругов меньше риск задеть лак, но полировочная мощность у них меньше и давить нужно сильнее.
— Типу крепления. Бюджетные насадки могут иметь крепление на завязках, но намного удобнее работать кругами на липучке (VELCRO).
— Материалу изготовления:
  — Шерсть. Натуральная или искусственная. Считаются самыми агрессивными, применяются на первом этапе полировки. Используются в паре с роторными машинами
  — Микрофибра. Более щадящие к покрытию, по сравнению с шерстяными. Главный плюс — увеличенная почти вдвое скорость работы. Однако такой диск сильнее греет поверхность и его чаще требуется чистить. Такой тип кругов безопаснее использовать с эксцентриковыми машинами.
  — Поролон. Выпускаются круги разной степени жёсткости — от самых грубых до финишных. Как правило, различаются по цветовой маркировке, но у всех производителей она разная.
Для достижения приемлемого результата при самостоятельной полировке может быть достаточно одного жёсткого круга и разных по абразивности полировальных паст. Однако для достижения наилучшего результата рекомендуется использовать, как минимум, три типа кругов: жёсткий, средний и финишный с соответствующими пастами.

круги для полировки автомобиля