Работа динамометрическим ключом — ответственный процесс, без которого не обойтись ни на производстве, ни в профессиональном автосервисе. Разберемся, почему так важен определенный момент затяжки, каким он должен быть и как его правильно выставить.
Почему важен определенный момент?
В процессе работы деталей, соединение испытывает воздействие различных нагрузок. Если соединение затянуто чрезмерно, при появлении нагрузок повреждается крепеж или закрепляемая им деталь. При недотянутом соединении механические нагрузки, перепады температур, вибрации приведут к его раскручиванию.
Какое усилие нужно для затяжки динамометрическим ключом?
Определить верное усилие поможет техническая документация, маркировка болта и таблица моментов. Подробнее об этом можно узнать здесь.
Как правильно пользоваться динамометрическим ключом?
Надежная фиксация резьбового крепежа проходит в два этапа. Причем на первом этапе использовать “динамик” категорически не рекомендуется!
Этап 1. Предварительная затяжка
Выполняется ручным, пневматическим, ударным инструментом и т.п. Происходит посадка скрепляемых деталей на свои места, выбираются зазоры, устраняются перекосы, создается предварительный натяг крепежных элементов.
Производится на величину 60-70% от рекомендуемого момента затяжки. Важно не превысить этого значения.
Этап 2. Затяжка до рекомендуемого момента
Выполняется только инструментом, позволяющим контролировать момент затяжки. Использовать механический ключ нужно в такой последовательности:
- Разблокировать фиксатор. Он расположен внизу рукоятки.
- Установить близкое значение на верхней шкале.
- Установить точное значение на нижней шкале.
- Заблокировать фиксатор.
- Затянуть соединение до щелчка (если ключ щелчковый) или до сигнала зуммера (если электронный).
Если ключ электронный, просто выставьте момент на табло, с учетом нужной системы измерений.
На обоих этапах порядок затяжки должен быть таким, чтобы усилие добавлялось равномерно по всей поверхности крепления.

Почему нельзя срывать болты и гайки динамометрическим ключом?
Если крепеж находился некоторое время в затянутом состоянии, для его срыва требуется больший момент, чем был использован при затяжке. Иногда требуется усилие до 2,5 раз больше. Это связано с тем, что со временем внутренние напряжения уменьшаются, происходит коррозия, резьба и поверхности “прикипают” друг к другу. На такое усилие ключ просто не рассчитан, и превышение нагрузки приведет к поломке.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
- Оставлять соединению запас прочности для преодоления дополнительных нагрузок.
- Предоставлять достаточное трение между элементами крепежа, чтобы не позволять соединению раскручиваться.
- Предоставлять достаточное трение между скрепленными деталями, чтобы обеспечить их надежное соединение.
Динамометрический ключ — это не основной инструмент для затяжки, а измерительный прибор, контролирующий, насколько точно затянут крепеж. Поэтому его необходимо калибровать через каждые 5000 срабатываний или каждый год эксплуатации.