Как выбрать гайковёрт

В этом материале мы не составляем рейтинг, а рассматриваем типы гайковёртов и различные их конструкции, чтобы вы сами могли решить, какой гайковёрт выбрать конкретно под ваши задачи.

Как выбрать гайковёрт

Гайковёрты — общее определение группы механизированных инструментов, предназначенных для откручивания и закручивания резьбового крепежа, затянутого с усилием, а также «сложных» (заржавевших или прикипевших) болтов или гаек.

В этом материале мы не составляем рейтинг, а рассматриваем типы гайковёртов и различные их конструкции, чтобы вы сами могли решить, какой гайковёрт выбрать конкретно под ваши задачи.

Привод

Имеет определяющее значение при подборе гайковёрта. Нельзя сказать, что какой-то тип привода лучше, а какой-то хуже, так как разные типы предназначены для разных операций.

Гидравлический

Практически не встречается в сфере ремонта или обслуживания транспорта, за исключением тяжелых грузовиков и спецтехники. Применяется там, где встречается крепеж большого размера: строительстве, ремонте судов и подвижного железнодорожного состава, металлургии, машиностроении, энергетике, горнодобывающей и нефтехимической промышленности.

Плюсы: Самый мощный тип. Встречаются инструменты, способные работать с моментами 100 000 Нм и более.

Минусы: самый требовательный к обслуживанию и самый технически сложный тип. Требует подключения к электрической маслостанции, а гидропривод нуждается в постоянном контроле уровня гидравлической жидкости.

Пневматический

Самый распространённый тип. Практически повсеместно встречается в мастерских и на СТО, оборудованных источником сжатого воздуха.

Плюсы: Не являясь технически сложным инструментом, при небольшом весе может обеспечить момент, достаточный для демонтажа самых сложных крепёжных элементов. Его легко обслуживать и ремонтировать, а, при должном уходе, инструмент способен служить десятилетиями без потери функционала. Полностью пожаро- и взрывобезопасен, что делает его незаменимым, например, в горнодобывающей или нефтехимической промышленности. Не боится сырости.

Минусы: Привязан к компрессору, который, в свою очередь, привязан к источнику питания. Требует контроля за состоянием пневмолинии (обслуживание компрессора, контроль за утечками воздуха) и наличия оборудования для подготовки воздуха (фильтр, осушитель, регулятор давления, лубрикатор). Площадь применения ограничена длиной шланга. Точность момента на закручивание контролировать довольно сложно, так как работа пневмогайковёрта зависит от целого ряда параметров.

Сравнение 17 моделей ударных пневмогайковёртов можно посмотреть здесь:

Гидроимпульсный

Инструмент, разработанный на стыке гидравлической и пневматической технологий. В качестве источника питания используется сжатый воздух, а в качестве ударного механизма — маслонаполненный ударный цилиндр. Чаще всего применяются на сборочных линиях и конвейерах при сборке автомобилей и прочих механизмов, где важен точный момент затяжки.

Плюсы: В гидроимпульсном ударном инструменте отсутствуют удары металла о металл, на рукоятку почти не действует реактивная сила, снижен уровень вибрации и шума. Инструмент не требует смазки. Подача воздуха прекращается по достижении заданного момента затяжки, что увеличивает скорость и точность работ, а также снижает до минимума вмешательство оператора в рабочий процесс.

Минусы: Высокая цена: инструмент может стоить на порядок дороже пневматического аналога. Сложность выставления требуемого момента: в нужное значение требуется «попасть» регулируя его отверткой, а потом проверяя динамометрическим инструментом.

Электрический

Подразделяется на два типа: сетевой и аккумуляторный. По типу двигателя выделяют щёточные и бесщёточные модели. Единственное преимущество щёточных двигателей — цена ниже, чем у бесщёточных, которые в среднем на 15% мощнее, не требуют периодической замены щёток и расходуют меньше энергии.

Сетевой

Конструкция, которой до сих пор доверяют опытные мастера и сервисы, не оборудованные компрессором. Также сетевые гайковёрты прочно держат позиции на конвейерах и сборочных линиях, где закручивание однотипного крепежа — основная операция. Стоит отметить, что большинство сетевых моделей на рынке — щёточные.

Плюсы: Не требует никаких источников питания, кроме розетки 220 В, которую можно найти везде. Обеспечивают мощность, сравнимую с пневматическими аналогами.

Минусы: Привязан к источнику питания. Боится воды и повышенной влажности. Потенциально пожароопасен. При неосторожном обращении можно повредить сетевой шнур. К тому же сетевых новинок на рынке появляется всё меньше, так как предпочтение отдаётся аккумуляторному инструменту. Запчасти на старые модели найти всё сложнее.

Аккумуляторный

Усовершенствованная конструкция сетевого гайковёрта. С появлением литий-ионных аккумуляторов, способных «раскачать» столь мощный инструмент, большинство производителей сначала просто адаптировали старую конструкцию под новый источник питания. Поэтому старые модели практически все обладают щёточными моторами. Затем, с популяризацией бесщёточных двигателей, инструменты стали переводить на них, так как эта технология, при прочих равных, экономит заряд аккумулятора.

Плюсы: При соотносимой или даже большей (у бесщёточных моделей) мощности, по сравнению с сетевыми, аккумуляторный условно автономен. Да, батареи требуется заряжать, но зато появилась возможность брать такие инструменты на выездные или высотные работы.

Минусы: За счёт батареи увеличивается масса инструмента. При работах на открытом воздухе актуален вопрос повышенной влажности. Для зарядки аккумуляторов необходимо время. К тому же, мощный инструмент сажает их довольно быстро, поэтому для интенсивной эксплуатации советуем приобретать инструмент с двумя АКБ ёмкостью от 4 Ач.

Видео с тестом дорогих и дешёвых аккумуляторных гайковёртов можно посмотреть здесь:

Механический

Из-за внешнего сходства прозван в народе «гайковёртом-мясорубкой». Приводится в движение вращением рукоятки. В качестве усилителя момента имеет планетарную передачу. Чем больше передаточное число, тем ниже скорость вращения, но выше крутящий момент. В нашей стране часто используются водителями-дальнобойщиками для экстренного шиномонтажа в дороге.

Плюсы: В отличие от предыдущих моделей, действительно полностью автономен. Несмотря на ручной привод, развивает момент, достаточный для демонтажа колёсной гайки грузовика.

Минусы: По сравнению с конструкциями, описанными выше, имеет немалый вес. Низкая скорость вращения не позволяет открутить крепёж только гайковёртом — им осуществляется «срыв» гайки, а дальше она откручивается с помощью ключа.

Мы уже рассказывали подробно об этом инструменте в отдельной статье.

Бензиновый

Узкоспециальная модель, поэтому на плюсах и минусах останавливаться не будем. В качестве привода используется бензиновый ДВС. По конструкции практически идентичен бензобуру, только с приводным квадратом, как правило, на 1 дюйм. Используется в железнодорожной отрасли при прокладке и ремонте ЖД-путей.

Ключевые характеристики

Вес

Как правило, инструментом приходится работать на весу, а иногда и в неудобном положении, держа инструмент в вытянутой руке. Массогабаритные характеристики при этом играют важную роль, зачастую даже оказываясь важнее крутящего момента. Самыми лёгкими являются пневматические гайковёрты, самыми тяжёлыми — аккумуляторные.

вес гайковёрта

При выборе гайковёрта, обращайте внимание на материал корпуса. Инструмент в металлическом корпусе менее чувствителен к ударам и случайным падением. Зато композитный или пластиковый намного легче и дешевле в обслуживании.

Посадочный квадрат и крутящий момент

посадочный квадрат гайковёрта

В зависимости от мощности, инструмент оснащается приводом под оснастку разного размера. От размера квадрата напрямую зависит максимальный момент, который может развить инструмент:

  • ¼ — для крепежа с моментом затяжки 70-100 Нм.
  • — для винтов 130-700 Нм.
  • ½ — самый распространённый размер привода для моментов 500-1500 Нм. Чаще всего приобретается для легкового шиномонтажа.
  • ¾ — для соединений с моментом 1000-2000 Нм. Удобны при замене колёс среднетоннажных грузовиков.
  • 1 и более — для большого крепежа с требованиями к моменту 2000 Нм и выше. Применяются при ремонте/обслуживании крупнотоннажных грузовиков, подвижного ЖД-состава, карьерной спецтехники и т.п.

Тип корпуса

Различают два основных типа:

  1. Пистолетный. В основном, применяется для инструментов с квадратом до ¾. Однако встречаются и «дюймовые» модели в пистолетном исполнении — для работ в ограниченном пространстве. Для этих же целей выпускаются гайковёрты в компактных укороченных корпусах.
  2. Прямой. В противовес пистолетному, часто называется «пулемётным». В прямом корпусе выпускаются инструменты с приводом 1 и более. Существуют модификации с длинным и коротким шпинделями.

Наличие удара

Если цель покупки инструмента — сборка чего-либо (закручивание крепежа), то лучше выбирать безударный. По сути, безударный гайковёрт — это просто большая отвёртка под торцевые головки.

Если мастерская специализируется на ремонте техники, то выбор должен быть строго в пользу ударного. Чаще всего вы имеете дело с большим количеством сложного крепежа: ржавого или прикипевшего, а его без дополнительного ударного усилия не открутить.

При выборе любого гайковёрта, кроме пневматического, в графе «Наличие удара» достаточно выбора «Да/Нет», так как принцип работы у всех примерно одинаков.

ударный механизм гайковёрта

При выборе пневматики всё несколько сложнее. Под разный, момент, привод и тип корпуса выпускаются свои механизмы:

  • Twin Dog. Устанавливается на небольшие инструменты с приводом ¼. Производит два удара за один оборот ротора. Более долговечен, чем «ударник» одностороннего действия, даёт меньшую вибрацию, высокую скорость работы и простоту обслуживания.
  • Jumbo Hammer. Для моделей в компактном корпусе на ⅜ и ½. с одним большим ударным молотком. Это позволяет при небольших габаритах развивать большой крутящий момент за короткий промежуток времени.
  • Twin Hammer. Хит для приводов ½ и ¾ в стандартном пистолетном корпусе. Два одинаковых молота дают сбалансированный удар и высокий крутящий момент на старте. Простота конструкции облегчает обслуживание инструмента.
  • Pinless Hammer. Для мощных инструментов в прямом корпусе с приводом 1 и более. даёт сбалансированный удар, низкий уровень вибрации и высокий крутящий момент.

Максимальное число оборотов

Купить хороший гайковёрт можно и без знания данной характеристики. В отличие от шуруповёртов, дрелей или УШМ, на качество работы число оборотов не влияет. Гораздо более важным является развиваемый при работе ударного инструмента крутящий момент. У пневмогайковёртов, например, данная характеристика может вообще не указываться, так как пневмолиния в каждой мастерской индивидуальная.

Также актуально:

Для гидравлических — необходимый объём масла. Рассчитывается, исходя из ёмкости маслостанции, плюс количество масла в шланге.

Для пневматических, пневмогидравлических и гидроимпульсных — потребление воздуха (измеряется в л/мин и подбирается исходя из производительности компрессора) и рабочее давление (измеряется в барах, указывается производителем и выставляется при нажатой кнопке пуска).

Для сетевых — мощность в Ваттах. Для моделей на ½ выбирайте инструменты мощностью 350-500 Вт. Для «трёхчетвертных» и «дюймовых» — 800 Вт и выше.

Для аккумуляторных — напряжение АКБ. Батареи напряжением 10,8-12 Вольт могут обеспечить момент 50-150 Нм. 18-вольтовые — от 180 Нм и выше. Также у ТОПовых производителей есть линейки с аккумуляторами 40 В и более, способные обеспечить момент в 1000 Нм и выше.

Ответы на вопросы

В конце материала дадим несколько советов по выбору, исходя из часто задаваемых вопросов от наших клиентов:

Какой гайковёрт лучше купить для гаража?

Если есть (или планируется) компрессор — лучше всего выбрать пневматический «композитник» с квадратом ½ и моментом в районе 1000 Нм. Инструмент легко освоить и сложно «убить» даже неправильной эксплуатацией.

Если компрессора нет — то выбирайте аккумуляторный с теми же квадратом и моментом. Ценовой сегмент — средний. Возможно, даже брендовый «китаец» типа «Зубра», Kress или Worx. По АКБ — лучше пара по 4 Ач, но для нечастого домашнего использования хватит и 2 Ач.

Видео на тему «Какой гайковерт выбрать: аккумуляторный или пневматический?» можно посмотреть здесь:

А если не хотите смотреть видео  — прочитайте отдельную статью.

Какой гайковёрт лучше сетевой или аккумуляторный?

Зависит от характера работ и интенсивности эксплуатации. Для постоянной работы в закрытом помещении (автосервис или шиномонтажная мастерская) лучше сетевой, так как он в целом легче и не надо беспокоится по поводу заряда батареи. Для выездного ремонта, каких-то работ на открытом воздухе или мобильного шиномонтажа — однозначно порекомендуем аккумуляторный.

Гайковёрт щёточный или бесщёточный?

Для сетевого — непринципиально. При постоянном источнике питания вопрос экономии энергии стоит не столь остро. А щётки на таком инструменте меняются раз в несколько лет. Главное — запомните модель инструмента или сразу сфотографируйте маркировку щёток, чтобы потом было проще менять.

Аккумуляторный гайковёрт лучше выбрать с бесщёточным двигателем. Особенно если ёмкость батарей небольшая. Работая по очереди (один на зарядке, другой в инструменте), пара аккумуляторов вполне способна без проблем отработать смену.

Подробное видео на тему «Какой гайковёрт лучше для легкового шиномонтажа» можно посмотреть здесь: